Автор учебника по программе Б. М. Неменского
Цели урока:
1. Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, её видах.
2. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
3. Воспитывать нравственно — эстетическое отношение к миру и искусству.
4. Развивать ассоциативно — образное мышление, творческую и познавательную активность.
Проект урока.
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Время
|
1
|
Организацион-ный момент. Тема. Целеполагание
|
Приветствие. Сообщение темы.
|
Знакомство с планом урока
|
5 мин
|
2
|
Ознакомительная беседа о видах, о понятии жанр, тематической (сюжетной) картине, с демонстрацией иллюстраций. Презентация
|
Объяснение темы с предложением выполнения задания в презентации
|
Участие, рассмотрение и обсуждение слайдов. Ответы на вопросы
|
15 мин
|
3
|
Практическое задание-рефлексия
|
Обход класса. Проверка самостоятельности обучающихся
|
Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока
|
15мин
|
4
|
Подведен ие итогов выполнения задания и анализ работ.
|
Организация тематической выставки и анализ работ
|
Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой
|
3 мин
|
5
|
Домашнее задание
|
Сообщение домашнего задания
|
Запись домашнего задания
|
2 мин
|
Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «Поэзия повседневности (бытовой жанр в изобразительном искусстве) даёт возможность сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, её видах. Подвести обучающихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Оборудование и материалы. 1.Подбор слайдов видов искусства, различных жанров (презентация). 2.Подбор художественных терминов в слайдах. 3.Раздаточный материал — задание.
Ход урока.
Учитель: — На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нём. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров. Уроки этой четверти об истории и развитии сюжетной картины, в частности — бытового жанра. — Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете, их пять? Дети: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ (декоративно — прикладное искусство).
Учитель: — Каждый из этих видов искусства делится на жанры, а жанры имеют — жанровые разновидности. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графики. Назовите их?
Дети (называют жанры): – портрет и его разновидности (групповой, одиночный, парадный...), — натюрморт и разновидности (цветочный, бытовые вещи, со снедью, атрибуты спорта и искусства), — пейзаж и его разновидности (сельский, городской, индустриальный...), — анималистический жанр, — сюжетно- тематическая картина: бытовой, исторический, батальный, сказочно — былинный (религиозно-мифологический)..
Учитель: — исторический жанр отражает значительные для истории народа события либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. - батальный жанр посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. - сказочно — былинный и религиозно — мифологический жанр посвященный изображению героев и событий, о которых рассказывают мифы разных народов или священная история. Можно сказать, что религиозно-мифологический жанр является частью исторического жанра, однако повествует не о современных художнику событиях, а о сюжетах преданий и легенд. - бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. -пейзаж — (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. - натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. — портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. - анималистический жанр - изображение животных.
Практическая работа.
Задание-рефлексия. Раздаётся раздаточный материал с заданием урока:
1. Назвать виды изобразительного искусств.
2. Назвать жанры изобразительного искусства.
3. Разновидности жанров
4. Определить жанр по определениям.
Раздаточный материал
1.Виды изобразительного искусства:
2. Жанры изобразительного искусства:
3. Разновидности жанров:
4. Определить жанр.
а)..........................................................отражает значительные для истории народа события либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
б)..........................................................посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
в)............................................................посвященный изображению героев и событий, о которых рассказывают мифы разных народов или священная история. Можно сказать, что религиозно-мифологический жанр является частью исторического жанра, однако повествует не о современных художнику событиях, а о сюжетах преданий и легенд.
г)...........................................................посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
д).......................................................... в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
е)..........................................................изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
ж)........................................................... изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
з).............................................................изображение животных.
Подведение итогов:
определить выполнение задания по таблице дотижения в трёх номинациях.
Домашнее задание:
подготовиться к следующему уроку «Что я знаю о «малых голландцах»?
1. (А) — оценка «3», (1 и 2 задание по карточкам)
2. (Б) — оценка «4», (3 задание)
3. (В) — оценка «5», (5 задание)
В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
Скачать презентацию к уроку izo.zip [6.06 Mb]
Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа.
miss.gimalova@yandex.ru