Плешаков А. А. «Мир вокруг нас». УМК «Школа России».
Цель урока:
- дать детям понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением холмов, гор;
- познакомить детей с особенностями поверхности родного края, воспитывать любовь к Родине;
- формировать представления о равнинной и гористой поверхности, понятия «холм», «овраг», «гора»;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обобщать, делать выводы
Оборудование: учебник, карточки с вопросами, рабочая тетрадь, рисунок — схема «Части холма и горы».
На доске таблица (имена уч-ся, номера заданий)
Проект.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I.
|
Орг. момент и целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит темой урока и целью.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
II.
|
Самостоятельная работа по изучению новой темы. Тесты на оценку «3» и «4».
|
20 минут
|
Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает индивидуальную помощь, поверяет выполнение каждого номера отдельно.
|
Находят правильные ответы.
|
III.
|
Беседа. Анализ. Ответы на вопросы теста на оценку «5».
|
20 минут
|
Организует беседу-диспут
|
Обсуждают, рассуждают, выступают,
дополняют.
|
IV.
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
V.
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 минута
|
Рабочая тетрадь стр.32-33
|
Желающие записывают.
|
Стенограмма.
1. Орг.момент и целеполагание.
Путешествуя по планете люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Гора).
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся формой земной поверхности.
Подумайте, какую оценку вы бы хотели получить за урок. Напишите на полях желаемую оценку. Желаю всем удачи.
2. Работа с учебником.
Ребята, а всё остальное мы узнаем прочитав и ответив на вопросы по новой теме «Формы земной поверхности». Откройте учебники стр. 76- 79.
Текст будем читать карандашом в руках. Будете одновременно отвечать на вопросы и на полях делать пометки: «+» — это я знаю, «-» — это я не знал(а), «!» — как интересно. Работаем с разноуровневыми карточками. Первый уровень А («3») предполагает ответы на вопросы 1-5. Уровень В («4») — 6-10. Уровень С («5») — устные ответы на вопросы. Поставьте на полях ту отметку, которую хотите получить. В конце урока сравним.
На оценку «3» и «4». Учащимся выдаются листы с заданиями.
Дети отвечают на вопросы, с ответом подходят к учителю и ставят знак «+» напротив своего имени. Каждый работает в своём темпе. Тем, кто не справляется, помогают соседи по парте. Они могут ему объяснить, показать и т.д. Затем ответы на эти же вопросы дети проговаривают вслух.
Рассматривают фотографию на стр. 76, произносят хором слова «горные хребты», «равнины» «холмы», «овраги».
Основные понятия, которые раскрывают на уроке:
Равнины. Плоские равнины.
Холмы. Холмистые равнины. Подошва, склоны и вершина холма.
Овраги.
Горы. Подошва, склоны и вершины горы.
Работа по карточкам.
Уровень А. Тест на оценку «3»
1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?
а) поле
б) луг
в) равнина
2. Какие горы разделяют Восточно — Европейскую и Западно — Сибирскую равнины?
а) Кавказ
б) Урал
в) Алтай
3. По какой территории протекает река Обь?
а) по Восточно — Европейской равнине
б) по Средне — Сибирскому плоскогорью
в) по Западно — Сибирской равнине
4. Как называется углубление в земле с крутыми склонами?
а) яма
б) рытвина
в) овраг
5. Как называется место, где начинаются гора и холм?
а) склон
б) подножие
в) вершина
Уровень В. Тест на оценку «4»
6. Чем гора отличается от холма?
а) местом расположения
б) занимаемой площадью
в) высотой
7. Каких равнин не бывает?
а) плоских
б) овражных
в) холмистых
8. Какой высоты могут достигать холмы?
а) до 200 метров
б) до 500 метров
в) до 1000 метров
9. На какой территории располагается столица нашей страны — Москва?
а) Восточно — Европейской равнине
б) на Средне — Сибирском плоскогорье
в) на Западно — Сибирской равнине
10. В каких горах находится высокая гора — Эльбрус?
а) в Саянах
б) на Кавказе
в) на Урале
3. Уровень С. Вопросы на оценку «5».
Устные ответы на вопросы. Кто набирает очко — тот получает 5 баллов.
1. Назовите основные формы земной поверхности.
2. Что такое равнина, холмы, горы, овраги?
3. Равнины бывают плоские и холмистые. Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения).
4. Возвышения на равнине это. (Холмы).
5. Но, кроме того на равнинах имеются углубления с крутыми склонами, а это что? (Овраги).
6. Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже? В чём сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину).
7. Объясните, что такое подошва(подножие), вершина, склон горы или холма.
Если ученики затрудняются ответит на этот вопрос, показываю и объясняю по схеме «Части холма и горы» подошву, склоны, вершину.
Подошва (подножие) — это место, где начинается холм (гора).
Вершина — самая высокая часть холма или горы.
Склоны — это часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. 8.Склоны бывают крутые и пологие.
9. Чем отличаются холм и гора?
(Горы выше — холмы имеют высоту до 200 м, горы — более 200 м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.
10. Рассмотрите фотографии на с.78. Под какими номерами изображены овраг, холм, гора? (Дети показывают свои веры с цифрами от 1 до 3). Докажите.
11. Какая форма поверхности в нашем крае — равнинная или гористая? Есть в нашем крае холмы, овраги?
12. Высота гор бывает разной. Одной из них возвышаются на несколько сотен метров, другие — на несколько километров! А как красивы горы!
Прочитайте, как описывает красоту гор Николай Сладков (учебник, стр.79).
По ходу работы на доске открывается схема:
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
(Дети маршируют на местах)
За природой наблюдали.
(Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели
(Поднимают голову кверху, «тянутся к солнышку»)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
(Машут руками)
Дружно хлопаем,
(Хлопают в ладоши)
Ногами топаем!
(Топают ногами)
Хорошо мы погуляли,
(Маршируют, делают вдох — выдох)
И немножечко устали!
(Дети садятся на свои места)
4. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто получил ту оценку, которую хотел?
- Кто получил оценку выше желаемой?
- Кто получил оценку ниже желаемой?
- Как вы думаете почему? Что нужно сделать для того, что бы на следующем уроке получить желаемую оценку?
5. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Желающие могут получить дом задание по рабочей тетради стр.32-33.
Тест.
Җир өслегенең формалары.
1. Җир өслегенең яссы яки урыны белән бераз калкулыклы участоклары ничек атала?
а) басу
б) болын
в)тигезлек
2. Көнчыгыш Европа тигезлеген һәм Көнбатыш Себер тигезлеген кайсы тау бүлеп тора?
а) Кавказ
б) Урал
в) Алтай
3.Обь елгасы кайсы территориядән ага?
а) Көнчыгыш Европа тигезлегеннән
б) Урта Себер яссы таулыгыннан
в) Көнбатыш Себер тигезлегеннән
4.Текә ярлы иңкүлекләр ничек атала?
а) чокыр
б) казылган урыннар
в) ерымнар
5. Тау һәм калкулык башланган урын ничек атала?
а) бите
б) итәге
в) түбәсе
6.Тау калкулыктан нарсасе белән аерыла?
а) урнашкан урыны белән
б) мәйданы белән
в) биеклеге белән
7. Нинди тигезлекләр булмый?
а) яссы
б) чокырлы
в) калкулыклы
8. Калкулыклар ничә метр биеклеккә җитә?
а) 200 м чаклы
б) 500 м чаклы
в) 1000 м чаклы
9.Мәскәү шәһәре кайсы территориядә урнашкан?
а) Көнчыгыш Европа тигезлегендә
б) Урта Себер яссы таулыгында
в) Көнбатыш Себер тигезлегендә
10. Иң биек нокта Эльбрус кайсы тауда урнашкан?
а) Саян тауларында
б) Кавказда
в) Уралда
Рельеф
Татарстан Көнчыгыш Аурупа тигезлегенең көнчыгыш өлешенә урнашкан һәм аның төп үзенчәлекләренә ия. Гомумән, Татарстанның җир өсте төзелеше дулкын-сыман тигезлектән гыйбарәт. Аның уртача биеклеге диңгез өстеннән 170 м га, ә аерым урыннары 300—350 м га җитә. Күбесенчә, биеклеге 100 м дан узмаган түбәнлекләрдән тора.
Көнчыгыш Аурупа тигезлеге Иделдән алып көнчыгышка, Урал тауларына таба күтәрелә бара. Татарстанның җир өсте өчен дә бу үзенчәлек хас: аның иң түбән урыннары — Идел аръягының көнбатышына, ә иң биек җирләре көнчыгышына таба урнашкан. Биредә, республиканың көньяк-көнчыгышында, Бөгелмә-Бәләбәй калкулыгы ята.
Республиканың көньяк-көнбатыш өлешенә 200—250 м биеклегендәге Идел буе калкулыгы тармаклары кергән. Иделнең төп уңъяк ярының биек һәм текә булуы шушы калкулыкның Иделгә якын ук килеп җитүе һәм аның Идел суы агымы тәэсирендә җимерелүе белән аңлатыла.
Шулай итеп, Татарстанның җир өсте урта өлешендә — түбәнлекләрдән (Идел аръягы түбәнлеге), ә кырый өлешләре калкулыклардан (Бөгелмә, Идел буе һ. б. калкулыклар) торуы белән аерыла. Бу үзенчәлек аның геологик төзелешенә бәйле
Уровень С. Вопросы на оценку «5.
1. Назовите основные формы земной поверхности?
2. Что такое равнина, холмы, горы, овраги?
3. Равнины бывают плоские и холмистые. Объясните, почему равнины получили такие названия?
4. Возвышения на равнине это что?
5. Но, кроме того на равнинах имеются углубления с крутыми склонами, а это что?
6. Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже? В чём сходство?
7. Объясните, что такое подошва(подножие), вершина, склон горы или холма.
8.Какие склоны бывают?
9.Чем отличаются холм и гора?
10. Рассмотрите фотографии на с.78. Под какими номерами изображены овраг, холм, гора?
11. Какая форма поверхности в нашем крае — равнинная или гористая? Есть в нашем крае холмы, овраги, горы?
Тест. С. “5”ле билгесенә.
1. Җир өслегенең төп формаларын сана.
2. Тигезлек, калкулык, тау,ерым нәрсә ул?
3. Яссы һәм калкулыклы тигезлекләр ни өчен шулай аталган?
4. Тигезлектәге зур булмаган биеклекләр ничек атала?
5. Тигезлектәге тирән иңкүлекләр ничек атала?
6. Калкулык һәм тау бер- берсенә нәрсәсе белән охшаган?
7. Нәрсә ул тау бите, тау итәге һәм иң биек ноктасы?
8. Нинди тау битләре була?
9. Калкулык һәм тау бер — берсеннән нәрсәсе белән аерыла?
10. 78 биттәге рәсемдә урнашкан ңир өслеге формаларын номерлап чык.
11. Туган якның җир өслеге нинди?
Фатхиева РамляНурулловна
МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш. Марджани» г. Казани
4701000044@tatar.mail.ru