Автор учебника: Перышкин А.В.
Цели и задачи урока.
Образовательные: Изучить особенности каждого из видов теплообмена, научиться определять вид теплообмена.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, умение работать в коллективе, стремление достичь поставленной цели.
Проект урока.
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный момент. Целеполагание.
|
1 минута.
|
Изложение темы и цели урока
|
|
2
|
Изучение нового материала.
|
15 минут
|
Координирование деятельности учащихся
|
Самостоятельная работа обучающихся с текстом, опорным конспектом на экране.
|
3
|
Закрепление нового материала.
|
20 минут
|
|
Ответы на вопросы теста.
|
4
|
Рефлексия.
|
2 минуты
|
Беседа
|
Самооценка результатов
|
5
|
Итог.
|
2 минуты
|
Подведение итогов.
|
Получение домашнего задания по желанию.
|
Ход урока.
- Организационный момент. Целеполагание.
- Изучение нового материала.
III. Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями и карточками).
— А сейчас работаем по карточкам и компьютерам (приложение 1). Свои достижения будем отмечать в карте успеха. Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
— По желанию — задания по учебнику или по рабочей тетради.
Дидактические материалы к уроку:
Приложение 1
Физика. 8 класс. Тесты. — Саратов: Лицей, 2011г.
Приложение 2
Задания на «4»:
1 вариант.
1. Передача энергии от Солнца к Земле осуществляется в основном:
1) теплопроводностью
2) излучением
3) конвекцией
4) работой
2. Зимой в меховой шубе человеку тепло потому, что
1) в шубе большой массы сохраняется много тепла и она отдает его понемногу человеку
2) в мехе много воздуха с большой теплоемкостью; имеющееся в мехе тепло передается человеку
3) в мехе много воздуха с малой теплопроводностью; это способствует сохранению тепла, выделяемого телом человека
4) мех обладает способностью повышать температуру любого тела, находящегося внутри него
3. При обогревании комнаты радиатором центрального отопления энергия от батареи распределяется по всей комнате:
1) только за счет явления теплопроводности
2) только путем конвекции
3) только излучением
4) теплопроводностью и излучением передается холодному воздуху у ее поверхности, затем конвекцией распределяется по всей комнате
2 вариант.
1. Конвекция играет наиболее важную роль в процессе передачи энергии от
1) нагретой поверхности Земли верхним слоям атмосферы
2) пламени костра человеку, греющемуся у костра
3) горячего утюга разглаживаемой рубашке
4) Солнца к Земле
2. Зачем используют в окнах рамы с двойными стеклами?
1) Чтобы в дом входило меньше солнечного излучения летом и больше зимой
2) Слой воздуха между стеклами имеет меньшую теплопроводность, чем тонкое твердое стекло; это уменьшает теплоотдачу из дома зимой и теплопередачу в дом летом
3) При двойных стеклах в окнах тепловое излучение свободно входит в дом, но не может выходить; это дает дополнительный обогрев зимой
4) Двойные стекла нужны для прочности
3. В жаркий солнечный день на открытом пространстве нужно сохранить от таяния как можно дольше большой кусок льда. Имеется тонкая белая ткань. Белая шуба и черная шуба. Чем накрыть лед для лучшего сохранения?
1) Только белой тканью
2) Только белой шубой
3) Только черной шубой
4) Черной шубой, белой шубой и белой тканью
3 вариант.
1. Конвекцией называют вид теплообмена, при котором энергия…
1) Передается от нагретого тела с помощью лучей.
2) От нагретого конца тела к холодному без переноса вещества.
3) Переносится самими частицами вещества.
2. Каков способ передачи тепла от костра?
1). Излучение.
2). Теплопроводность.
3). Конвекция.
3. Ложка, помещенная в стакан с горячей водой, нагревается. Каким способом происходит теплообмен?
1).Излучение
2). Теплопроводность
3). Конвекция.
4. Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью?
1). Шерсть
2). Железо
3). Бумага.
5. Какое вещество обладает наименьшей теплопроводностью?
1).Серебро
2). Воздух
3). Алюминий.
Задания на «5»:
1 вариант.
- В стакан налит горячий чай. Каким способом осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?
- Теплопроводность
- Конвекция
- Излучение
- Как поступить, чтобы кофе быстрее остыл:
- Сразу влить в него сливки?
- Дать кофе немного остыть, затем налить сливки?
- Нет правильного ответа
- Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?
- На воздухе не происходит теплообмен
- В воде теплообмен быстрее
- Теплообмен зависит от свойства вещества
2 вариант.
- Медный и стеклянный сосуды одинаковой массы и вместимости одновременно заполнили горячей водой. В каком сосуде быстрее закончится процесс теплообмена?
- В медном
- В стеклянном
- Одновременно в обоих
- В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого есть накипь?
- В новом
- В старом
- Одновременно в обоих
- Объясните, почему происходит изменение внутренней энергии:
- При нагревании воды в кастрюле
- При сжатии и расширении воздуха
- При таянии льда
- При сжатии и расширении резины
3 вариант.
- Увеличивается ли внутренняя энергия тел в следующих случаях:
- При трении корпуса движущегося самолета о воздух
- При обработке заготовки на токарном станке
- При соприкосновении холодного воздуха с нагретым предметом
- Почему шерстяная одежда сохраняет теплоту лучше, чем хлопчатобумажная?
- Хлопчатобумажная ткань более плотная
- Шерстяная ткань более рыхлая
- Хлопчатобумажная ткань более рыхлая
- Шерстяная ткань греет
- В какой обуви зимой больше мерзнут ноги:
- В просторной
- В тесной
- В меховой
Гатина Гузель Робертовна
Уфа МБОУ СОШ № 75
gatina.guzel2011@yandex.ru