УМК : Физика 8 класс А.В. Перышкин
Цели: углубить и систематизировать знания учащихся о количестве теплоты, удельной теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива; повторить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов; развивать внимание, память; развивать умение самостоятельно работать; воспитывать культуру общения, воспитывать уверенность в себе, в своих знаниях; способствовать самореализации учащихся.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями с вопросами.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. Момент
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой
урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, решать разноуровневые задачи и достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
2
|
Актуализация опорных знаний.
|
10 минут
|
Организует повторение пройденного материала.
|
Отвечают на вопросы учителя, повторяют пройденный материал.
|
3
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями и карточками.
|
29минут
|
Объясняет ход работы, раздает карточки. Консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.
|
Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить.
Выполняют задания по карточкам, индивидуальные задания. Отмечают свои достижения на «карте успеха»
|
4
|
Итоги урока. Рефлексия.
|
3 минуты
|
Подводит итоги, анализирует таблицу.
|
Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 минута
|
Дает задание
|
Желающие записывают задание
|
I. Орг.момент. Целеполагание
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели закон сохранения энергии и уравнение теплового баланса. Сегодня мы отработаем практические навыки при решении задач на уравнение теплового баланса. Для этого будем работать по карточкам. Чтобы получить «пять», вы должны успешно выполнить 7 заданий. Результаты своей работы будете заносить в «Карту успеха». Оцените свои возможности, и на полях поставьте отметку, которую вы сегодня желаете получить на уроке. В конце мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели. Но прежде, чем начать работу над темой урока, давайте проверим себя, готовы ли мы к нему, всё ли было усвоено на предыдущих уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку по изученному материалу.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что такое внутренняя энергия? Какова величина внутренней энергии, содержащейся в каждом теле?
- Какие виды топлива вы знаете?
- Откуда в топливе энергия?
- Какие условия необходимы для сгорания топлива?
- Что такое горение?
- Сколько энергии выделяется при сгорании топлива?
- В чем состоит закон сохранения энергии?
III. Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями и карточками).
— А сейчас работаем по карточкам. На доске таблица, свои результаты вы будете отмечать в ней, ставя против своей фамилии плюсики (например):
Карта «успеха»
V. Итоги урока. Рефлексия.
— Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
VI. Домашнее задание.
—По желанию — карточки
Дидактические материалы к уроку
Задания на «3»
Вариант 1
- В каких единицах измеряют удельную теплоту сгорания топлива?
- Какое из тел- ведро воды или стакан с водой потребует больше энергии для увеличения их температуры на 1 С?
- Какое количество теплоты потребуется для нагревания стального бруска массой 2 кг от 10 С до 110 С?
Вариант 2
- В каких единицах измеряют удельную теплоемкость?
- Три тела (алюминиевое, латунное и свинцовое ) одинаковой массы и температуры поместили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Почему? (таблица 1)
- Какое количество теплоты потребуется для нагревания цинкового бруска массой 1 кг от 20 С до 120 С?
Вариант 3
- Какое топливо обладает наименьшей удельной теплотой сгорания? (таблица 2)
- Удельная теплоемкость цинка 400Дж/кг*С .Что это означает?
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании нефти массой 2 кг С?
Вариант 4
- Какое топливо имеет наибольшую удельную теплоту сгорания? (таблица 2)
- Какое количество теплоты потребуется для увеличения температуры стального бруска массой 1 кг для увеличения температуры на 1 С?
- Какое количество теплоты потребуется для нагревания стального бруска массой 2 кг от 10 С до 110 С?
Вариант 5
- Какое вещество имеет наименьшую удельную теплоемкость? (таблица 1)
- Удельная теплота сгорания бензина равна 4,4*107 Дж/кг. Что это означает?
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании природного газа массой 2 кг С?
Задания на «4»:
Вариант 1
- При обработке алюминиевой детали на станке температура ее повысилась от 20 С до 120 С. На сколько при этом произошло увеличении внутренней энергии детали, если масса ее 2 кг?
- В каком случае выделится большее количество теплоты: при полном сгорании древесного угля массой 2 кг или при полном сгорании сухих дров массой 10 кг?
Вариант 2
- Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1 С, передает ей количество теплоты, равное 2,1 кДж. Чему равна удельная теплоемкость камня?
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 400 г пороха?
Вариант 3
- Стальной молоток был нагрет для закалки до температуры 720 С, затем быстро охлажден до температуры 10 С; при этом он отдал окружающей среде 298,2 кДж энергии. Определите массу молотка.
- Смешали бензин 5 кг и керосин 2 кг. Какое количество теплоты выделилось при полном сгорании этого топлива?
Вариант 4
- Какое количество теплоты отдаст кирпичная печь массой 0,35 т, остывая с изменением температуры на 50 С?
- Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5*105Дж энергии?
Вариант 5
- Сколько нужно сжечь древесного угля, чтобы выделилось 17,4*105Дж энергии?
- Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной болванки массой 32 кг, если ее температура изменилась от 1115 до 15 С?
Задания на «5»:
Вариант 1
- Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в латунной бочке массой 12 кг нагреть воду объемом 19 л от температуры 21 С до температуры кипения?
- Сколько спирта надо сжечь, чтобы изменить температуру воды массой 2 кг от 14 С до 50 С, если вся теплота, выделяемая спиртом, пойдет на нагревание воды?
Вариант 2
- Сколько каменного угля нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при полном сгорании бензина объемом 6 м3?
- Какое количество теплоты потребуется, чтобы в алюминиевом котелке массой 300 г нагреть 2 л воды от 20 С до кипения?
Вариант 3
- Определите, на сколько изменится температура воды массой 2 кг, если вся энергия, выделяемая при сгорании 10 г бензина, идет на нагревание воды?
- Объем каменного угля 0,2м3. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании угля? ( плотность 1350 кг/м3)
МОУ ООШ № 4 Красновишерского района
Учитель: Кечина Татьяна Александровна