О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » География » 9 класс » Топливно-энергетический комплекс » Электроэнергетика


Учебник географии под редакцией В. П. Дронова, В. Я. Рома.

Цель урока: сформировать представление о понятиях «электроэнергетика», «энергосистема», познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением.

Оборудование: карта «Электроэнергетика», учебный диск по географии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник  географии 9 класса «География России».

 

Этапы урока.

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг.момент, целеполагание

Настраивает на позитивный лад, мотивирует

Ставят перед собой цель

2 мин

2

Проверка изученного материала

Раздает карточки с заданием, проверяет индивидуально по шаблонам.

Пишут тест «Топливная промышленность» -

5мин

3

Актуализация темы

Ознакомление учащихся с принципом работы основных видов электростанций (показ видеоматериала по теме)

Задумываются о значении отрасли для народного хозяйства.

Знакомятся с  принципом работы основных видов электростанций

5 мин

4

Работа по карточкам

Раздает карточки с заданиями, проверяет индивидуально.

Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас

20 мин

5

Обсуждение вопросов

Задает вопросы учащимся, ориентируясь на лист достижений

Отвечают устно, показывают электростанции на карте

10 мин

6

Рефлексия и дом.задание

Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает дом. задание

Раб.тетрадь: стр.8, задание 11

3 мин

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята.

Мы продолжаем изучение темы ТЭК, сегодня целью нашего урока будет знакомство с электроэнергетикой России, главными центрами размещения электростанций.

При работе будем использовать & 20 учебника, карту, атлас.

 

 II. Проверка изученного материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполним небольшой тест по ранее изученной теме «Топливная промышленность». Работа займёт не более 7 минут.

 

1 вариант

 

ТЭК состоит:

А) из нефтяной, газовой и угольной промышленности;

Б) из топливной и энергетической промышленности;

В) из топливной, энергетической и металлургической промышленности.

 

По запасам нефти Россия занимает:

А) первое место в мире;

Б) второе место в мире;

В) пятое место в мире.

 

Основная нефтяная база России:

А) Волго-Уральская;

Б) Западно-Сибирская;

В) Оренбургско-Астраханская.

 

Нефтеперерабатывающие заводы устанавливают:

А) в районах потребления нефти;

Б) в районах добычи нефти;

В) оба ответа верны.

 

Оренбургско-Астраханская база по значимости имеет :

А) первое место в России;

Б) второе место в России;

В) третье место в России.

 

2 вариант

1. Топливно — энергетический баланс состоит:

А) из разных видов топлив;

Б) из топлива и электроэнергии;

В) из приходной и расходной части.

 

2. В сыром виде нефть:

А) используется как топливо;

Б) используется как топливо;

В) практически не используется.

 

3. Главные месторождения нефти:

А) Канско-Ачинское, Печорское, Ромашкинское;

Б) Туймазинское, Якутское, Астраханское;

В) Самотлорское, Сургутское, Мегионское.

 

4. В России работает около:

А) 10 НПЗ;

Б) 30 НПЗ;

В) 60 НПЗ.

 

5. Главная газодобывающая база :

А) Западно — Сибирская;

Б) Оренбургско — Астраханская;

В) Тимано-Печорская.

 

3 ВАРИАНТ

 

1. Самый высокий тепловой коэффицент:

А) у каменного угля;

Б) у нефти

В) у газа

 

2. Самый дешевый вид топлива:

А) нефть

Б) природный газ

В) уголь

 

3. Важнейшие угольные базы России:

А) Кузнецкая, Канско-Ачинская, Западно-Сибирская;

Б) Уренгойская, Ямбургская, Донецкая;

В) Печорская, Канско-Ачинская, Кузнецкая;

 

4. В России известно:

А) около 200 угольных бассейнов;

Б) около 100 угольных бассейнов;

В) около 50 угольных бассейнов.

 

5. 60% всего угля добывается:

А) открытым (карьерным) способом;

Б) шахтным способом;

 

4 вариант

1. По запасам нефти Россия занимает:

А) первое место в мире;

Б) второе место в мире;

В) пятое место в мире.

 

2. Волго-Уральская база даёт:

А) половину нефти России

Б) четверть  нефти России

В) 70% нефти России

 

3.Основная часть нефтеперерабатывающих заводов находится в:

А) Западной Сибири

Б) Поволжье

В) Центральной России

 

4. Перспективными газодобывающими базами являются месторождения :

А) Оренбургско-Астраханская ,

Б) Шельфовая зона Каспия, Сахалин.

В) Иркутская область и Якутия.

 

5. Общая длина газопроводов России составляет:

А) 160 тыс. км.

Б) 47 тыс. км.

В) 38 тыс. км.

 

III. А теперь приступаем к изучению новой темы. Какое значение имеет электроэнергетика для экономики страны? Назовите основные виды электростанций. (Ученики отвечают на вопросы). Хочу вас ознакомить с принципом работы основных электростанций. (Смотрят видео материалы)

 

IV. Перед вами карточки с разными заданиями. На оценку «3» необходимо ответить на  вопросы карточки №1, на оценку «4» — выполнить работу на контурных картах, на оценку «5» — ответить на проблемные вопросы карточки №2. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов.

 

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Отвечают на вопросы каждого блока, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений.                                    

Задания на уровень «3» 

1 вариант

  1. Какое место занимает Россия в мире  по производству электроэнергии?
  2. От чего зависит размещение ТЭС?
  3. Какие  отрицательные последствия  имеет создание каскадов ГЭС в крупных реках?
  4. Какие проблемы возникают в ходе работы АЭС?

2 вариант

  1. Как называется самая крупная ТЭС России?
  2. В каких реках наиболее выгодно строить ГЭС?
  3. На каких реках России построены каскады ГЭС?
  4. Какое количество угля заменяет один килограмм ядерного топлива?

3 вариант

  1. Почему ТЭЦ строят в крупных городах?
  2. В каких районах России строят АЭС?
  3. Назовите нетрадиционные источники энергии.
  4. Что такое энергосистема?

4 вариант

  1. Какие недостатки присущи для ТЭС?
  2. В чём главное достоинство ГЭС?
  3. Сколько крупных АЭС работает в России?
  4. Каким странам Россия поставляет электроэнергию?

5 вариант

  1. В чём различие ТЭЦ от ТЭС?
  2. Какая доля  гидроэнергетического потенциала  используется  в России?
  3. Как называется самая крупная ГЭС России?
  4. Какие  станции дают самую дешёвую электроэнергию?

6 вариант

  1. Какими достоинствами обладают ТЭС?
  2. Какое место в мире занимает Россия по гидроэнергетическому потенциалу?
  3. Назовите самые крупные АЭС России.
  4. С какой целью создают энергосистемы.

Задания на уровень «4»- работа в контурных картах.

  1. Обозначьте на карте не менее 5 крупных ТЭС России.
  2. Обозначьте на карте самые крупные АЭС России.
  3. Обозначьте на карте ГЭС на Волге.
  4. Обозначьте на карте электростанции России, работающие на нетрадиционных источниках энергии.
  5. Обозначьте на карте перспективные районы производства экологически чистой энергии.
  6. Обозначьте на карте крупнейшие реки России и не менее  5  ГЭС на них.,

Задания на уровень «5»

  1. После аварии на Чернобыльской АЭС, обернувшейся крупной экологической катастрофой, многие регионы, в том числе и наша республика, отказались от планов строительства АЭС.  Как вы считаете, стоит ли продолжать строить АЭС?
  2. Какие типы электростанций работают в нашей местности?
  3. Каковы перспективы развития энергетики в нашей республике?
  4. Какие виды нетрадиционных источников энергии применимы и перспективны в нашем регионе?
  5. Как уменьшить риск проблем, связанных с производством электроэнергии в ГЭС?

 

Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

 

МОУ Лицей №149 г.Казани

Сабирова Гелюся Раззитовна

GRC-M@yandex.ru

Другие новости по теме: