Учебник географии под редакцией В. П. Дронова, В. Я. Рома.
Цель урока: сформировать представление о понятиях «электроэнергетика», «энергосистема», познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением.
Оборудование: карта «Электроэнергетика», учебный диск по географии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник географии 9 класса «География России».
Этапы урока.
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент, целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует
|
Ставят перед собой цель
|
2 мин
|
2
|
Проверка изученного материала
|
Раздает карточки с заданием, проверяет индивидуально по шаблонам.
|
Пишут тест «Топливная промышленность» -
|
5мин
|
3
|
Актуализация темы
|
Ознакомление учащихся с принципом работы основных видов электростанций (показ видеоматериала по теме)
|
Задумываются о значении отрасли для народного хозяйства.
Знакомятся с принципом работы основных видов электростанций
|
5 мин
|
4
|
Работа по карточкам
|
Раздает карточки с заданиями, проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас
|
20 мин
|
5
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы учащимся, ориентируясь на лист достижений
|
Отвечают устно, показывают электростанции на карте
|
10 мин
|
6
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает дом. задание
|
Раб.тетрадь: стр.8, задание 11
|
3 мин
|
Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята.
Мы продолжаем изучение темы ТЭК, сегодня целью нашего урока будет знакомство с электроэнергетикой России, главными центрами размещения электростанций.
При работе будем использовать & 20 учебника, карту, атлас.
II. Проверка изученного материала.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполним небольшой тест по ранее изученной теме «Топливная промышленность». Работа займёт не более 7 минут.
1 вариант
ТЭК состоит:
А) из нефтяной, газовой и угольной промышленности;
Б) из топливной и энергетической промышленности;
В) из топливной, энергетической и металлургической промышленности.
По запасам нефти Россия занимает:
А) первое место в мире;
Б) второе место в мире;
В) пятое место в мире.
Основная нефтяная база России:
А) Волго-Уральская;
Б) Западно-Сибирская;
В) Оренбургско-Астраханская.
Нефтеперерабатывающие заводы устанавливают:
А) в районах потребления нефти;
Б) в районах добычи нефти;
В) оба ответа верны.
Оренбургско-Астраханская база по значимости имеет :
А) первое место в России;
Б) второе место в России;
В) третье место в России.
2 вариант
1. Топливно — энергетический баланс состоит:
А) из разных видов топлив;
Б) из топлива и электроэнергии;
В) из приходной и расходной части.
2. В сыром виде нефть:
А) используется как топливо;
Б) используется как топливо;
В) практически не используется.
3. Главные месторождения нефти:
А) Канско-Ачинское, Печорское, Ромашкинское;
Б) Туймазинское, Якутское, Астраханское;
В) Самотлорское, Сургутское, Мегионское.
4. В России работает около:
А) 10 НПЗ;
Б) 30 НПЗ;
В) 60 НПЗ.
5. Главная газодобывающая база :
А) Западно — Сибирская;
Б) Оренбургско — Астраханская;
В) Тимано-Печорская.
3 ВАРИАНТ
1. Самый высокий тепловой коэффицент:
А) у каменного угля;
Б) у нефти
В) у газа
2. Самый дешевый вид топлива:
А) нефть
Б) природный газ
В) уголь
3. Важнейшие угольные базы России:
А) Кузнецкая, Канско-Ачинская, Западно-Сибирская;
Б) Уренгойская, Ямбургская, Донецкая;
В) Печорская, Канско-Ачинская, Кузнецкая;
4. В России известно:
А) около 200 угольных бассейнов;
Б) около 100 угольных бассейнов;
В) около 50 угольных бассейнов.
5. 60% всего угля добывается:
А) открытым (карьерным) способом;
Б) шахтным способом;
4 вариант
1. По запасам нефти Россия занимает:
А) первое место в мире;
Б) второе место в мире;
В) пятое место в мире.
2. Волго-Уральская база даёт:
А) половину нефти России
Б) четверть нефти России
В) 70% нефти России
3.Основная часть нефтеперерабатывающих заводов находится в:
А) Западной Сибири
Б) Поволжье
В) Центральной России
4. Перспективными газодобывающими базами являются месторождения :
А) Оренбургско-Астраханская ,
Б) Шельфовая зона Каспия, Сахалин.
В) Иркутская область и Якутия.
5. Общая длина газопроводов России составляет:
А) 160 тыс. км.
Б) 47 тыс. км.
В) 38 тыс. км.
III. А теперь приступаем к изучению новой темы. Какое значение имеет электроэнергетика для экономики страны? Назовите основные виды электростанций. (Ученики отвечают на вопросы). Хочу вас ознакомить с принципом работы основных электростанций. (Смотрят видео материалы)
IV. Перед вами карточки с разными заданиями. На оценку «3» необходимо ответить на вопросы карточки №1, на оценку «4» — выполнить работу на контурных картах, на оценку «5» — ответить на проблемные вопросы карточки №2. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Отвечают на вопросы каждого блока, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений.
Задания на уровень «3»
1 вариант
- Какое место занимает Россия в мире по производству электроэнергии?
- От чего зависит размещение ТЭС?
- Какие отрицательные последствия имеет создание каскадов ГЭС в крупных реках?
- Какие проблемы возникают в ходе работы АЭС?
2 вариант
- Как называется самая крупная ТЭС России?
- В каких реках наиболее выгодно строить ГЭС?
- На каких реках России построены каскады ГЭС?
- Какое количество угля заменяет один килограмм ядерного топлива?
3 вариант
- Почему ТЭЦ строят в крупных городах?
- В каких районах России строят АЭС?
- Назовите нетрадиционные источники энергии.
- Что такое энергосистема?
4 вариант
- Какие недостатки присущи для ТЭС?
- В чём главное достоинство ГЭС?
- Сколько крупных АЭС работает в России?
- Каким странам Россия поставляет электроэнергию?
5 вариант
- В чём различие ТЭЦ от ТЭС?
- Какая доля гидроэнергетического потенциала используется в России?
- Как называется самая крупная ГЭС России?
- Какие станции дают самую дешёвую электроэнергию?
6 вариант
- Какими достоинствами обладают ТЭС?
- Какое место в мире занимает Россия по гидроэнергетическому потенциалу?
- Назовите самые крупные АЭС России.
- С какой целью создают энергосистемы.
Задания на уровень «4»- работа в контурных картах.
- Обозначьте на карте не менее 5 крупных ТЭС России.
- Обозначьте на карте самые крупные АЭС России.
- Обозначьте на карте ГЭС на Волге.
- Обозначьте на карте электростанции России, работающие на нетрадиционных источниках энергии.
- Обозначьте на карте перспективные районы производства экологически чистой энергии.
- Обозначьте на карте крупнейшие реки России и не менее 5 ГЭС на них.,
Задания на уровень «5»
- После аварии на Чернобыльской АЭС, обернувшейся крупной экологической катастрофой, многие регионы, в том числе и наша республика, отказались от планов строительства АЭС. Как вы считаете, стоит ли продолжать строить АЭС?
- Какие типы электростанций работают в нашей местности?
- Каковы перспективы развития энергетики в нашей республике?
- Какие виды нетрадиционных источников энергии применимы и перспективны в нашем регионе?
- Как уменьшить риск проблем, связанных с производством электроэнергии в ГЭС?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
МОУ Лицей №149 г.Казани
Сабирова Гелюся Раззитовна
GRC-M@yandex.ru