Учебник географии под редакцией В. П. Дронова.
Цели урока:
- Закрепить знания о факторах формирования Центральной России.
- Расширить представление о природных условиях и ресурсах Центральной России.
Оборудование: учебник географии 9 класса «География России», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с разноуровневыми вопросами, географические атласы, контурные карты.
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент,
Целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует.
|
Ставят перед собой цель.
|
2 мин.
|
2
|
Самостоятельная работа
обучающихся по вопросам
|
Раздает карточки с заданиями, проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас.
|
20 мин.
|
3
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы обучающимся, ориентируясь на лист достижений.
|
Отвечают устно.
|
7 мин.
|
4
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает домашнее задание.
|
& 30
|
1 мин.
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Мы продолжаем с вами изучать Центральную Россию. И тема нашего урока: «Природа Центральной России» (записать в тетрадь).
Сегодня мы должны закрепить знания о факторах формирования Центральной России и расширить представление о природных условиях и ресурсах данного района. При работе будем использовать &29; 30 учебника, атлас.
Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Перед вами карточка с разными заданиями. На оценку «3» необходимо выполнить задание в тетрадях, на оценку «4» — заполнить таблицу в тетрадях и выполнить одно задание в рабочих тетрадях, на оценку «5» — сделать задание в контурных картах. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. Начнем.
2. Самостоятельная работа обучающихся с учебником. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.
3. Обсуждение вопросов.
Задание на «3»
Перечислите в своих тетрадях факторы формирования Центрального района.
Факторы формирования района:
1. Центральность положения. 2. Столичность положения. 3. Ориентация на привозное сырье.
Задание на «4».
Используя материалы учебника (&30) и карты атласа, охарактеризуйте особенности природы Центральной России. Заполните таблицу в своих тетрадях.
Характеристика
|
Особенности природы
|
Геологическое строение
|
Древняя докембрийская Русская платформа
|
Полезные ископаемые
|
Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, пески), железные руды, фосфориты
|
Типичная формы рельефа
|
Восточно-Европейская равнина
|
Климат
|
Умеренно континентальный
|
Почвы
|
Дерново-подзолистые, бурые лесные, серые лесные, черноземы
|
Растительность
|
Преобладают лесные ландшафты: от темнохвойной тайги на севере до широколиственных лесов в более южных районах. Ещё южнее их сменяют лесостепи и степи.
|
Животный мир
|
Благородный олень, лось, кабан, зубр, бобр, выхухоль
|
Задание 8 в рабочей тетради на стр. 61.
Используя материалы учебника (&30) и карты атласа, охарактеризуйте главные отрасли природы района, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Лесные ресурсы являются важнейшим природным ресурсом, хотя запасы древесины в целом не очень велики. В ходе длительной эксплуатации лесные ресурсы, особенно хвойные породы, сильно исчерпаны и заготовка древесины сокращается.
Очень хорошо освоены рекреационные ресурсы Центральной России. Её живописные ландшафты — чудесные места отдыха. Культурное значение имеют исторические и природные памятники.
Задание на «5».
На контурной карте «Центральная Россия» отметьте:
а) крупные города, реки;
б) страны и районы-соседи.
Крупные города: Владимир, Иваново, Кострома, Тверь, Ярославль, Калуга, Москва, Брянск, Орёл, Рязань, Смоленск, Тула, Белгород, Воронеж, Курск, Липецк, Тамбов, Йошкар-Ола, Саранск, Чебоксары, Киров, Нижний Новгород.
Крупные реки: Волга, Ока, Дон.
Страны: Белоруссия, Украина.
Районы-соседи: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг
4. Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (закрепить знания о факторах формирования Центральной России и расширить представление о природных условиях и ресурсах данного района). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
Выставление оценок. Домашнее задание: & 30.
Тема. Природа Центральной России.
Задание на «3»
Перечислите в своих тетрадях факторы формирования Центрального района.
Задание на «4».
Используя материалы учебника (&30) и карты атласа, охарактеризуйте особенности природы Центральной России. Заполните таблицу в своих тетрадях.
Характеристика
|
Особенности природы
|
Геологическое строение
|
|
Полезные ископаемые
|
|
Типичная формы рельефа
|
|
Климат
|
|
Почвы
|
|
Растительность
|
|
Животный мир
|
|
Задание 8 в рабочей тетради на стр. 61.
Используя материалы учебника (&30) и карты атласа, охарактеризуйте главные отрасли природы района, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей и запишите их в тетрадь.
Задание на «5».
На контурной карте «Центральная Россия» отметьте:
а) крупные города, реки;
б) страны и районы-соседи.
Скачать презентацию к уроку priroda.zip [14.36 Kb]
Янгуатова Людмила Вениаминовна
МБОУ Лицей № 68
mila.ludmila1990@mail.ru