Учебник географии под редакцией В. П. Дронова.
Цель урока: сформировать первоначальные знания о Западном экономическом макрорегионе, его месте и роли в хозяйстве России.
Оборудование: учебник географии 9 класса «География России», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с разноуровневыми вопросами, географические атласы.
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент,
Целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует.
|
Ставят перед собой цель.
|
2 мин.
|
2
|
Самостоятельная работа
обучающихся по вопросам
|
Раздает карточки с заданиями, проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас.
|
25 мин.
|
3
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы обучающимся, ориентируясь на лист достижений.
|
Отвечают устно.
|
12 мин.
|
4
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает домашнее задание.
|
& 9
|
1 мин.
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Мы начинаем с вами изучать Европейскую Россию (Западный макрорегион). Тема урока: «Общая характеристика Европейской России» (записать в тетрадь).
Сегодня мы должны сформировать первоначальные знания о Западном экономическом макрорегионе, его месте и роли в хозяйстве России. При работе будем использовать &19 учебника, атлас.
Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. Перед вами карточка с разными заданиями. На оценку «3» необходимо выполнить задание в рабочей тетради, на оценку «4» — заполнить таблицу, на оценку «5» — выполнить письменное задание в общей тетради. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 25 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Начнем.
2. Самостоятельная работа обучающихся с учебником. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 25 минут учитель работу над вопросами прекращает.
3.Обсуждение вопросов.
Задание на «3».
Задание 1 в рабочей тетради на стр.47.
На картосхеме (рис.7) сравните границы Русской равнины и Западного макрорегиона. Объясните выявленные различия. Подпишите названия районов России, входящих в Западный макрорегион.
Границы Русской равнины гораздо меньше географических районов. Русская равнина с востока ограничена Уральскими горами, с юга — горными системами Кавказа.
Название районов: Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Юг, Урал.
Задание на «4».
С помощью карт атласа заполните таблицу.
Природные ресурсы макрорегиона.
Природные ресурсы
|
Месторасположение
|
Использование
|
Минеральные
|
Европейский Север, Урал, Европейский Юг, Поволжье, Центральная Россия.
|
В промышленности, производстве, сельском хозяйстве и т.д.
|
Водные
|
Европейский Север, Поволжье
|
В промышленности, сельском хозяйстве, в быту.
|
Лесные
|
Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Урал
|
В промышленности, в бытовых нуждах.
|
Почвенные
|
Центральная Россия, Поволжье, Урал, Европейский Юг
|
В сельском хозяйстве.
|
Агроклиматические
|
Центральная Россия, Поволжье, Урал, Европейский Юг
|
В сельском хозяйстве.
|
Рекреационные
|
Европейский Юг, Центральная Россия, Урал
|
Посещение исторических памятников культур; туризм; оздоровительные зоны.
|
Задание на «5».
Используя карты атласа, дайте краткое описание природы указанных территорий: Карелия; Калмыкия.
Карелия — расположена в пределах Балтийского кристаллического щита; из природных ресурсов выделяются полезные ископаемые, лес и рыба. Добывают магнетитовые железные руды. В приморской части Карелии открыты месторождения слюды — мусковита. Карелия находится в области умеренно континентального климата. Почвы подзолистые тайги, болотные. В Растительном покрове преобладают леса, 2/3 лесопокрытой площади занимают сосновые леса. На территории региона очень много болот. Животный мир — типичный таежный. Здесь обитают лось, северный олень, бурый медведь, волк, куница, европейская норка.
Калмыкия. Главным элементом минерально-сырьевой базы республики являются топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ), стройматериалы (песок, глина), пресные и минеральные подземные воды, агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты), бишофитное сырье и другие. В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры — это степные представители. Республика Калмыкия расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь. Климат в Калмыкии континентальный с переходом к резко континентальному в восточных и центральных районах республики. Калмыкия находится в 4-х природных зонах: степная, сухостепная, полупустынная и пустынная. Фауна млекопитающих насчитывает около 60 видов. Самую многочисленную группу составляют грызуны. Среди хищных млекопитающих обычны волк, лисица, корсак и светлый хорь.
4. Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (изучить общую характеристику Европейской России). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
Выставление оценок. Домашнее задание: & 19.
Оценка_____________
Тема. Общая характеристика Европейской России.
Задание на «3».
В рабочей тетради: выполните задание 1 (стр.47).
На картосхеме (рис.7) сравните границы Русской равнины и Западного макрорегиона. Объясните выявленные различия. Подпишите названия районов России, входящих в Западный макрорегион.
Задание на «4».
С помощью карт атласа заполните таблицу в тетради.
Природные ресурсы макрорегиона.
Природные ресурсы
|
Месторасположение
|
Использование
|
Минеральные
|
|
|
Водные
|
|
|
Лесные
|
|
|
Почвенные
|
|
|
Агроклиматические
|
|
|
Рекреационные
|
|
|
Задание на «5».
Используя карты атласа, дайте описание природы указанных территорий:
Карелия; Калмыкия.
Янгуатова Людмила Вениаминовна
МБОУ Лицей № 68
mila.ludmila1990@mail.ru