Учебник географии под редакцией В. П. Дронова
Цель урока: закрепить основные понятия темы (тектоническая структура, литосферная плита, горообразование, складчатость, платформа, щит); формировать представление о связи рельефа и внутреннего строения земной коры.
Оборудование: карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Физическая карта России», компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник географии 8 класса «География России».
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг. момент, целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует
|
Ставят перед собой цель
|
2 мин
|
2
|
Работа по вопросам
|
Раздает карточки с заданием, проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас
|
20 мин
|
3
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы учащимся, ориентируясь на лист достижений
|
Отвечают устно, показывают объекты на карте
|
15 мин
|
4
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает дом. задание
|
Раб.тетрадь: стр.18, задание 4
|
3 мин
|
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать природу России. Тема урока: «Взаимосвязь рельефа с геологическим строением»
Что такое рельеф? (неровности земной поверхности)
Цель урока заключена прямо в названии темы. Мы должны выяснить, какая форма рельефа соответствует определенной тектонической структуре. При работе будем использовать &12, 13 учебника, но основным источником информации для вас сегодня будут карты атласа.
Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. Перед вами карточка с разными заданиями. На оценку «3» и «4» необходимо заполнить схему, на оценку «5» — найти соответствие. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На карточке проставьте свою цель — оценку. Начнем.
Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.
Обсуждение вопросов (с использованием презентации)
Задание на «3».
Основными тектоническими структурами являются…(платформы и складчатости)
По возрасту платформы делятся на древние и молодые. Древние — это …(щиты)
что такое щит? (выступ кристаллического фундамента на поверхность)
Назовите и покажите на карте щиты (Балтийский, Алданский, Анабарский, Воронежский массив)
Что называется плитой? (участки распространения чехла, горизонтально залегающих осадочных пород).
Назовите и покажите плиты (Западно-Сибирская, Восточно-Европейская, Сибирская)
Назовите складчатости в порядке их образования, т.е. начать с самой древней (байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, кайнозойская).
Чем отличаются платформы и складчатости? (возрастом, подвижностью, строением, рельефом): разобрать по слайду презентации.
Задание на «4»
Какая тектоническая структура соответствует платформам? (равнины)
Складчатостям? (горы)
Равнины по высоте подразделяются на низменности, возвышенности и плоскогорья. Приведите
примеры и покажите на карте (Прикаспийская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская низменности, приволжская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье)
Горы в зависимости от высоты можно разделит на высокие, средние, низкие. Показать на карте (низкие — Хибины, средние — Урал, высокие — Кавказ, Алтай)
Задание на «5».
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
- Сихотэ — Алинь
- Урал
- Хибины
- Западно — Сибирская низменность
- Кавказ
- Среднесибирское плоскогорье
- Саяны
А. Балтийский щит
Б. Сибирская платформа
В. Область герцинской складчатости
Г. Область кайназойской складчатости
Д. Западно — Сибирская плита
Е. Область мезозойской складчатости
Ж. Области каледонской складчатости
Ответ: 1 Е, 2 В, 3 А, 4 Д, 5 Г, 6 Б, 7 Ж
Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (как связаны между собой рельеф и тектоническая структура). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
Выставление оценок. Домашнее задание: в раб.тетради стр 18. задание 4
Фамилия______________________
Оценка_____________
Тема. Взаимосвязь рельефа и геологического строения.
Задание на «3».
- Заполните схему
Задание на «5»
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
- Сихотэ — Алинь
- Урал
- Хибины
- Западно — Сибирская низменность
- Кавказ
- Среднесибирское плоскогорье
- Саяны
А. Балтийский щит
Б. Сибирская платформа
В. Область герцинской складчатости
Г. Область кайназойской складчатости
Д. Западно — Сибирская плита
Е. Область мезозойской складчатости
Ж. Области каледонской складчатости
Скачать презентацию к уроку tektonika.zip [2.47 Mb]
МОУ Лицей №68 г.Уфы
Ронжина Светлана Геннадьевна
geo-kabinet@yandex.ru