О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » География » 8 класс » Почвы и почвенные ресурсы » Образование почв и их разнообразие


Учебник географии под редакцией В. П. Дронова 

Цель урока: формирование знаний о почвах, показать вклад В.В.Докучаева в создание почвоведения; знакомство с новыми терминами.

Оборудование: карта «Почвы России» компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник  географии 8 класса «География России», рабочая тетрадь к учебнику.

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг.момент, целеполагание

Настраивает на позитивный лад, мотивирует

Ставят перед собой цель

2 мин

2

Самостоятельная работа обучающихся по вопросам

Знакомит с заданиями (презентация), проверяет индивидуально.

Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас

22 мин

3

Обсуждение вопросов

Задает вопросы учащимся, ориентируясь на лист достижений

Отвечают устно

15 мин

4

Рефлексия и дом.задание

Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает дом. задание

Раб.тетрадь: стр.39 (61), задание 2,3

1 мин

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать природу России. Тема урока: «Образование почв и их разнообразие» (записать в тетрадь)

Сегодня мы должны выяснить как, с помощью чего образуется почва, а также познакомиться с типами почв нашей страны.  При работе основным источником информации для вас сегодня будет  &26 учебника, а также карта.

Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. Познакомьтесь с заданием.  На оценку «3»необходимо выполнить задание 1 в рабочей тетради (стр.38), на «4» — ответить на вопросы, на оценку «5» — работа с картой. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Начнем.

 

Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.

 

2. Обсуждение вопросов

Задание на «3».

? Что такое почва? (рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием)

? Назовите главные факторы почвообразования? (материнская горная порода, климат, живые организмы, время)

? Приведите примеры, как влияют отдельные факторы на образование почвы

 

Задание на «4»

? Какую роль сыграл В.В.Докучаев в создание науки почвоведения?

- доказал зональность почв

- установил роль почвообразующих факторов

- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы

? От чего зависит главное свойство почвы — плодородие?      

1) перегноя, где накапливаются необходимые для питания растений химические элементы

2) механического состава (песчаная или глинистая)

3) структуры (структурная и бесструктурная)

 

Задание на «5».

Анализ почвенной карты:

-какие почвы преобладают в России (дерново-подзолистые и подзолистые)

- какие почвы наиболее плодородны и где они расположены? (черноземы, в южных степных районах страны)

- чем различаются наборы почв в европейской и азиатской частях страны? (в европейской преобладают подзолистые и дерново-подзолистые с черноземами на юге. В азиатской части большие территории занимают мерзлотно-таежные почвы, которые к югу сменяются подзолистыми, затем каштановыми или бурыми лесными на Дальнем Востоке или черноземами на юге Западной Сибири)

 

3.  Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (как образуется почва). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?

Выставление оценок. Домашнее задание: в раб.тетради стр 39 (61). задание 2,3.

 

Приложение.

 

Задание на «3».

В рабочей тетради: выполнить задание 1 (стр.38 или 56).

 

Задание на «4»

Ответить на вопросы: (в тетради)

1. Какую роль сыграл В.В.Докучаев в создание науки почвоведения?

2. От чего зависит главное свойство почвы — плодородие?        

1) …..2)…. 3) …..

 

Задание на «5».

Анализ почвенной карты: (ответы записать в тетрадь)

- какие почвы преобладают в России

- какие почвы наиболее плодородны и где они расположены?

- чем различаются наборы почв в европейской и азиатской частях страны?

 

Скачать презентацию к уроку pochvi_prezentacia.zip [783.17 Kb]

МОУ Лицей №68 г. Уфы

Ронжина Светлана Геннадьевна

geo-kabinet@yandex.ru

Другие новости по теме: