Учебник географии под редакцией В. П. Дронова
Цель урока: формирование знаний о почвах, показать вклад В.В.Докучаева в создание почвоведения; знакомство с новыми терминами.
Оборудование: карта «Почвы России» компьютер с мультимедийным проектором, экран, географические атласы, карточки с разноуровневыми вопросами, учебник географии 8 класса «География России», рабочая тетрадь к учебнику.
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент, целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует
|
Ставят перед собой цель
|
2 мин
|
2
|
Самостоятельная работа обучающихся по вопросам
|
Знакомит с заданиями (презентация), проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас
|
22 мин
|
3
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы учащимся, ориентируясь на лист достижений
|
Отвечают устно
|
15 мин
|
4
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает дом. задание
|
Раб.тетрадь: стр.39 (61), задание 2,3
|
1 мин
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать природу России. Тема урока: «Образование почв и их разнообразие» (записать в тетрадь)
Сегодня мы должны выяснить как, с помощью чего образуется почва, а также познакомиться с типами почв нашей страны. При работе основным источником информации для вас сегодня будет &26 учебника, а также карта.
Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. Познакомьтесь с заданием. На оценку «3»необходимо выполнить задание 1 в рабочей тетради (стр.38), на «4» — ответить на вопросы, на оценку «5» — работа с картой. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Начнем.
Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.
2. Обсуждение вопросов
Задание на «3».
? Что такое почва? (рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием)
? Назовите главные факторы почвообразования? (материнская горная порода, климат, живые организмы, время)
? Приведите примеры, как влияют отдельные факторы на образование почвы
Задание на «4»
? Какую роль сыграл В.В.Докучаев в создание науки почвоведения?
- доказал зональность почв
- установил роль почвообразующих факторов
- утверждал, что почва обладает свойствами живой и неживой природы
? От чего зависит главное свойство почвы — плодородие?
1) перегноя, где накапливаются необходимые для питания растений химические элементы
2) механического состава (песчаная или глинистая)
3) структуры (структурная и бесструктурная)
Задание на «5».
Анализ почвенной карты:
-какие почвы преобладают в России (дерново-подзолистые и подзолистые)
- какие почвы наиболее плодородны и где они расположены? (черноземы, в южных степных районах страны)
- чем различаются наборы почв в европейской и азиатской частях страны? (в европейской преобладают подзолистые и дерново-подзолистые с черноземами на юге. В азиатской части большие территории занимают мерзлотно-таежные почвы, которые к югу сменяются подзолистыми, затем каштановыми или бурыми лесными на Дальнем Востоке или черноземами на юге Западной Сибири)
3. Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (как образуется почва). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
Выставление оценок. Домашнее задание: в раб.тетради стр 39 (61). задание 2,3.
Приложение.
Задание на «3».
В рабочей тетради: выполнить задание 1 (стр.38 или 56).
Задание на «4»
Ответить на вопросы: (в тетради)
1. Какую роль сыграл В.В.Докучаев в создание науки почвоведения?
2. От чего зависит главное свойство почвы — плодородие?
1) …..2)…. 3) …..
Задание на «5».
Анализ почвенной карты: (ответы записать в тетрадь)
- какие почвы преобладают в России
- какие почвы наиболее плодородны и где они расположены?
- чем различаются наборы почв в европейской и азиатской частях страны?
Скачать презентацию к уроку pochvi_prezentacia.zip [783.17 Kb]
МОУ Лицей №68 г. Уфы
Ронжина Светлана Геннадьевна
geo-kabinet@yandex.ru