УМК: учебник под ред. Дронова. Природа, население и хозяйство России. В 2 книгах.
Цель и задачи урока:
- продолжить формирование умений работы с учебником и картами различного содержания (физической, тектонической);
- познакомить обучающихся с важнейшими этапами геологической истории территории России (эры и периоды) и возрастом пород, слагающих земную кору;
- способствовать воспитанию любви и интереса к природе своей Родины и своего края.
Оборудование:
Доска с записью темы урока, материал учебника, физическая карта России, карты атласа, карточки с заданиями.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент и целеполагание
|
1 мин
|
Сообщение темы и цели урока
|
Ставит себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желает получить за урок
|
2.
|
Работа с разноуровневыми заданиями
|
25 мин
|
Раздает вопросы, ставит задачи перед обучающимися, оказывает индивидуальную помощь
|
Самостоятельно изучает новый материал, работая с текстом учебника, выполняет разноуровневые задания, делает выводы
|
3.
|
Беседа по вопросам
|
12 мин
|
Организует беседу по вопросам
|
Отвечают на вопросы, показывают по карте расположение тектонических структур и соответствующих им форм рельефа на территории России, называют их возраст
|
4.
|
Рефлексия
|
1 мин
|
Подводит итог урока, анализирует таблицу
|
Сравнивает результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
1 мин
|
Составить кроссворд на тему «Геологическая история и геологическое строение территории Урала»
|
Записывает домашнее задание
|
Задания на оценку «3»:
1) Части земной коры различаются по:
- строению, составу и залеганию горных пород
- ________________________________________
2) По особенностям строения выделяются ______ и ______ участки земной коры
3) На подвижных участках земной коры располагаются _______________
4) Платформы — это _____________
5) Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя часть платформы — это ___________, верхняя часть платформы — это ___________ .
6) Щиты — это _____________
7) Как определяется возраст горных пород?
1. Абсолютный-
2. Относительный-
8) Образование складчатых поясов связано со столкновением ________ и сминанием в _________ горных пород.
Задания на оценку «4»:
1) Пронумеруйте эпохи горообразования с учётом их геологического возраста (начиная с более древних):
Байкальская –
Герцинская –
Кайнозойская –
Каледонская –
Мезозойская –
2) Укажите геологическую эру, в которой выделяют наибольшее количество периодов:
а) Кайнозойская в) Палеозойская
б) Мезозойская г) Архейская
3) Установите соответствие между геологическими эрами и эпохами складчатостей:
Эра Складчатость
- Кайнозойская А. Каледонская
- Палеозойская Б. Альпийская
- Протерозойская В. Байкальская
4) Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа (с помощью тектонической и физической карт атласа):
Тектоническая структура Форма рельефа
1.Платформа А. Среднесибирское плоскогорье
2.Молодые горы Б. Кавказские горы
3. Возрождённые горы В. Алтайские горы
Задания на оценку «5»:
Заполните таблицу по образцу
Горная система или равнина
|
Возраст складчатости или платформы
|
Полезные ископаемые
|
1.Восточно-Европейская равнина
|
Древняя платформа
|
Каменный уголь, бурый уголь, нефть, газ, железная руда, фосфориты, соли, алмазы
|
2.Западно-Сибирская равнина
|
|
|
3.Среднесибирское плоскогорье
|
|
|
4.Уральские горы
|
|
|
5.Алтай, Саяны
|
|
|
6.Горы юга Сибири
|
|
|
Задания на оценку «5»:
Заполните таблицу по образцу
Горная система или равнина
|
Возраст складчатости или платформы
|
Полезные ископаемые
|
1.Восточно-Европейская равнина
|
Древняя платформа
|
Каменный уголь, бурый уголь, нефть, газ, железная руда, фосфориты, соли, алмазы
|
2.Западно-Сибирская равнина
|
|
|
3.Среднесибирское плоскогорье
|
|
|
4.Уральские горы
|
|
|
5.Алтай, Саяны
|
|
|
6..Горы юга Сибири
|
|
|
Ответы
Задания на оценку «3»:
- Возрасту и истории развития
- Подвижные и устойчивые
- Горные сооружения
- Устойчивые участки земной коры
- Фундамент, осадочный чехол
- Участки, платформы на которых отсутствует осадочный чехол
- Абсолютный — по соотношению содержания в горной породе радиоактивного элемента и продуктов его распада; относительный — по породам и ископаемым остаткам растений и животных, чем сложнее устроены организмы, тем они моложе
- Литосферных плит, в складки
Задания на оценку «4»:
- 1 , 3 , 5 , 2 , 4 .
- В
- 1-Б, 2-А, 3-В
- 1-А, 2-Б, 3-В
Задания на оценку «5»:
Горная система или равнина
|
Возраст складчатости или платформы
|
Полезные ископаемые
|
1. Восточно-Европейская равнина
|
Древняя платформа
|
Каменный уголь, бурый уголь, нефть, газ, железная руда, фосфориты, соли, алмазы
|
2. Западно-Сибирская равнина
|
|
|
3. Среднесибирское плоскогорье
|
|
|
4. Уральские горы
|
|
|
5. Алтай, Саяны
|
|
|
6. Горы юга Сибири
|
|
|
Учитель: Лобова Ольга Алексеевна
МОУ СОШ № 112 г. Уфа