О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » География » 8 класс » Хозяйство России » Природно-ресурсный потенциал России


В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России 8-9 кл.»


Цели урока:

  • Определить понятие «природные ресурсы», выявить особенности классификации природных ресурсов, обозначить проблемы использования ПР и наметить пути их решения.
  • Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
  • Продолжить формирование экологической культуры учащихся. 

Оборудование:

  • учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В.Я Ром, А. А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. — М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. — М.: Дрофа, настенные карты России (физическая, минеральные ресурсы)
  • индивидуальные листы с заданием для самостоятельной работы обучающихся.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный  момент.

1 мин.

Настраивает обучающихся на учебный процесс.

Самоконтроль — проверка готовности к уроку.

2

Целеполагание.

1 мин.

Знакомит с темой и целью урока.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

3

Работа обучающихся по индивидуальным листам с заданиями.

25 мин.

Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся  и выполняет контроль за точностью выполнения заданий.

Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания, указывают в таблице достижений свои успехи.

4

Беседа по вопросам

10 мин.

Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы, анализируют.

5

Рефлексия

2 мин.

Подводит итог, анализирует таблицу достижений.

Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.

6

Индивидуальное домашнее задание.

1 мин.

Даёт задание

Желающие записывают задание.

Учитель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать тему: «Экономика России». Тема урока: «Природно-ресурсный потенциал России» (записать в тетрадь).
Сегодня на уроке вы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании ПР (природных ресурсов), каковы пути решения? При работе основным источником информации для вас сегодня будет  §48-49 учебника, а также карты в атласе.
Для начала поставьте на полях тетради оценку, которую  вы хотите получить за работу. Познакомьтесь с вопросами в карточке.  На оценку «3» необходимо ответить на первый блок вопросов  в рабочей тетради, на «4» — ответить на второй блок вопросов, на оценку «5» — третий. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 25 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Начнем.

Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 25 минут учитель работу над вопросами прекращает и организует обсуждение.

2. Обсуждение вопросов

Задание на «3».

  • Что такое природные ресурсы (ПР)? Сформулируйте понятие о ПР.

Ответ: ПР - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

  • Какие виды ПР вы знаете?

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

  • Как вы понимаете слова «неисчерпаемые», «исчерпаемые»?

Ответ: Исчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, сокращающиеся по мере их использования.
Неисчерпаемый — такой, который трудно или нельзя исчерпать; неистощимый, неиссякаемый.

  • Что значит «возобновимые», «невозобновимые»?

Ответ: Возобновимые природные ресурсы - природные ресурсы, полностью или частично восстанавливающиеся в ходе естественных процессов или при помощи человека.
Невозобновимые природные ресурсы — не восстанавливаются.

  • Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?

Ответ: В зависимости от их  эксплуатации возобновимые ресурсы могут истощиться, исчезнуть, изменить свое качество и количество.

Задание на «4».
1. В чём преимущества природно-ресурсной базы России?
Ответ: много разнообразных ПР.
2.  В чём недостатки?
Ответ: истощение, размещение в восточной части страны, где условия добычи затруднены.
3. Проблемы использования ПР в России.
Ответ: истощение, нерациональное использование.
4. Пути решения.

Ответ:

  • бережное, экономное использование ПР
  • применение современных энергосберегающих технологий
  • повышение качества продукции
  • использование вторичного сырья — каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
  • комплексное использование.

Задание на «5».
Ребята высказывают свою точку зрения. Любые обоснованные ответы принимаются.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Карточка.
Вопросы по теме: «Природно-ресурсный потенциал России»

На оценку «3»

  • Что такое природные ресурсы (ПР)? Сформулируйте понятие о ПР.
  • Какие виды ПР вы знаете?
  •  Работа по таблице 24 учебника стр. 227. вопросы по таблице:
  • Как вы понимаете слова «неисчерпаемые», «исчерпаемые»?
  • Что значит «возобновимые», «невозобновимые»?
  • Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?

На оценку «4»
1. В чём преимущества природно-ресурсной базы России? 
2. В чём недостатки?
3. Проблемы использования ПР в России. 
4. Пути решения.

На оценку «5»
1. Д.И. Менделеев высказал такую мысль: «Русский народ, исторически родившись среди лесов, привык смотреть на лес как на дар…не привык беречь лесов, а это грозит неисчислимыми бедствиями». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте.  
2. Как вы понимаете слова известного географа Д.Л. Арманда о том, что во многих случаях возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека? Свой ответ обоснуйте.

 

Карпова Марина Юрьевна
МБОУ Лицей № 52 г.Уфа Республика Башкортостан
poct_15@mail.ru

Другие новости по теме: