В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. «География России 8-9 кл.»
Цели урока:
- Определить понятие «природные ресурсы», выявить особенности классификации природных ресурсов, обозначить проблемы использования ПР и наметить пути их решения.
- Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
- Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Оборудование:
- учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В.Я Ром, А. А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. — М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. — М.: Дрофа, настенные карты России (физическая, минеральные ресурсы)
- индивидуальные листы с заданием для самостоятельной работы обучающихся.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1
|
Организационный момент.
|
1 мин.
|
Настраивает обучающихся на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку.
|
2
|
Целеполагание.
|
1 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
3
|
Работа обучающихся по индивидуальным листам с заданиями.
|
25 мин.
|
Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся и выполняет контроль за точностью выполнения заданий.
|
Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания, указывают в таблице достижений свои успехи.
|
4
|
Беседа по вопросам
|
10 мин.
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.
|
Отвечают на вопросы, анализируют.
|
5
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу достижений.
|
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.
|
6
|
Индивидуальное домашнее задание.
|
1 мин.
|
Даёт задание
|
Желающие записывают задание.
|
Учитель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать тему: «Экономика России». Тема урока: «Природно-ресурсный потенциал России» (записать в тетрадь).
Сегодня на уроке вы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании ПР (природных ресурсов), каковы пути решения? При работе основным источником информации для вас сегодня будет §48-49 учебника, а также карты в атласе.
Для начала поставьте на полях тетради оценку, которую вы хотите получить за работу. Познакомьтесь с вопросами в карточке. На оценку «3» необходимо ответить на первый блок вопросов в рабочей тетради, на «4» — ответить на второй блок вопросов, на оценку «5» — третий. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 25 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На полях тетради проставьте свою цель — оценку. Начнем.
Самостоятельная работа учащихся с учебником и атласом. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 25 минут учитель работу над вопросами прекращает и организует обсуждение.
2. Обсуждение вопросов
Задание на «3».
- Что такое природные ресурсы (ПР)? Сформулируйте понятие о ПР.
Ответ: ПР - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.
Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.
- Как вы понимаете слова «неисчерпаемые», «исчерпаемые»?
Ответ: Исчерпаемые природные ресурсы — ресурсы, сокращающиеся по мере их использования.
Неисчерпаемый — такой, который трудно или нельзя исчерпать; неистощимый, неиссякаемый.
- Что значит «возобновимые», «невозобновимые»?
Ответ: Возобновимые природные ресурсы - природные ресурсы, полностью или частично восстанавливающиеся в ходе естественных процессов или при помощи человека.
Невозобновимые природные ресурсы — не восстанавливаются.
- Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?
Ответ: В зависимости от их эксплуатации возобновимые ресурсы могут истощиться, исчезнуть, изменить свое качество и количество.
Задание на «4».
1. В чём преимущества природно-ресурсной базы России?
Ответ: много разнообразных ПР.
2. В чём недостатки?
Ответ: истощение, размещение в восточной части страны, где условия добычи затруднены.
3. Проблемы использования ПР в России.
Ответ: истощение, нерациональное использование.
4. Пути решения.
Ответ:
- бережное, экономное использование ПР
- применение современных энергосберегающих технологий
- повышение качества продукции
- использование вторичного сырья — каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
- комплексное использование.
Задание на «5».
Ребята высказывают свою точку зрения. Любые обоснованные ответы принимаются.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Карточка.
Вопросы по теме: «Природно-ресурсный потенциал России»
На оценку «3»
- Что такое природные ресурсы (ПР)? Сформулируйте понятие о ПР.
- Какие виды ПР вы знаете?
- Работа по таблице 24 учебника стр. 227. вопросы по таблице:
- Как вы понимаете слова «неисчерпаемые», «исчерпаемые»?
- Что значит «возобновимые», «невозобновимые»?
- Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?
На оценку «4»
1. В чём преимущества природно-ресурсной базы России?
2. В чём недостатки?
3. Проблемы использования ПР в России.
4. Пути решения.
На оценку «5»
1. Д.И. Менделеев высказал такую мысль: «Русский народ, исторически родившись среди лесов, привык смотреть на лес как на дар…не привык беречь лесов, а это грозит неисчислимыми бедствиями». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте.
2. Как вы понимаете слова известного географа Д.Л. Арманда о том, что во многих случаях возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека? Свой ответ обоснуйте.
Карпова Марина Юрьевна
МБОУ Лицей № 52 г.Уфа Республика Башкортостан
poct_15@mail.ru