И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев
Цели урока:
- Познакомить обучающихся со своеобразием географического положения Тихого и Индийского океанов;
- Изучить особенности природы океанов;
- Дать оценку хозяйственной деятельности человека в океанах.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебники, атласы, контурные карты, карточки с разноуровневыми заданиями.
Проект урока:
№ |
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент,
Целеполагание
|
Настраивает на позитивный лад, мотивирует.
|
Ставят перед собой цель.
|
2 мин.
|
2
|
Самостоятельная работа
обучающихся по вопросам
|
Раздает карточки с заданиями, проверяет индивидуально.
|
Отвечают самостоятельно, используют учебник, атлас.
|
30 мин.
|
3
|
Обсуждение вопросов
|
Задает вопросы обучающимся, ориентируясь на лист достижений.
|
Отвечают устно.
|
7 мин.
|
4
|
Рефлексия и дом.задание
|
Подводит итог урока, выставляет оценки. Задает домашнее задание.
|
& 34
|
1 мин.
|
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, ребята. Мы начинаем с вами изучать океаны. И тема нашего урока: «Тихий и Индийский океаны».
Сегодня мы должны познакомиться со своеобразием географического положения Тихого и Индийского океанов, изучить их особенности природы, дать оценку хозяйственной деятельности человека в океанах. При работе будем использовать &34 учебника, карту, атлас.
Для начала вам необходимо решить, какую оценку вы хотите получить за работу. Перед вами карточка с разными заданиями. На оценку «3» необходимо ответить на один вопрос, на оценку «4» — заполнить таблицу, на оценку «5» — сделать задание в контурных картах. Результаты отмечаем на листе достижений. Все задания необходимо успеть сделать за 20 минут. Затем — обсуждение ваших ответов. На карточке поставьте свою цель — оценку. Начнем.
2. Самостоятельная работа обучающихся с учебником. Отвечают на вопросы, после проверки учителя отмечают свои успехи на листе достижений. По окончанию 20 минут учитель работу над вопросами прекращает.
3. Обсуждение вопросов.
Задание на «3».
Используя физическую карту мира и карту океанов, опишите географическое положение Тихого и Индийского океанов.
Тихий, или Великий океан занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180° меридиана. Тихий океан имеет овальные очертания, особенно широк он у экватора, поэтому он самый теплый из океанов.
Индийский океан — третий по величине океан Земли (после Тихого и Атлантического), большей частью находится в южном полушарии. На севере и северо-востоке ограничен Евразией, на западе — Африкой, на юго-востоке — антарктической зоной конвергенции (если признать существование Южного океана). Площадь океана (до берегов Антарктиды) равна 76,2 млн км2.
Задание на «4».
Заполните таблицу, используя материалы учебника (&34) и карты атласа.
Показатели |
Тихий океан
|
Индийский океан
|
Формы рельефа
|
Поднятия, хребты, котловины, желоба, глубинные разломы
|
Хребты, глубинные разломы, котловины
|
Климат
|
Находится во всех климатических поясах, кроме полярных. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Воздух над большей частью Тихого океана насыщен влагой.
|
Особенность климата составляют сезонные ветры — муссоны. Соленость поверхностных вод Индийского океана в целом выше средней солености Мирового океана.
|
Органический мир
|
Бурые водоросли, коралловые рифы. В северной части океана обитает 95% лососевых рыб; обитают киты, морские котики, сивучи, морские бобры, осьминоги, кальмары и другие моллюски.
|
Растительный мир сходен с растительным миром Тихого океана. В океане множество разнообразных видов рыб: корифена, сарданелла, скумбрия, акулы. В теплых водах обитают гигантские морские черепахи, морские змеи, кальмары
|
Хозяйственная деятельность в океане
|
Добыча полезных ископаемых, рыболовство, производство морских продуктов, судоходство
|
Добыча полезных ископаемых, рыболовство, судоходство
|
Задание на «5».
Обозначить в контурной карте рельеф Тихого или Индийского океана на выбор.
Рефлексия:
Ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (познакомиться со своеобразием географического положения Тихого и Индийского океанов, изучить их особенности природы, дать оценку хозяйственной деятельности человека в океанах). Этой цели мы достигли. А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
Выставление оценок. Домашнее задание: & 34.
Фамилия______________________
Оценка_____________
Тема. Тихий и Индийский океаны.
Задание на «3».
Используя физическую карту мира и карту океанов, опишите географическое положение Тихого и Индийского океанов.
______________________________
Задание на «4».
Заполните таблицу, используя материалы учебника (&34) и карты атласа.
Показатели |
Тихий океан
|
Индийский океан
|
Формы рельефа
|
|
|
Климат
|
|
|
Органический мир
|
|
|
Хозяйственная деятельность в океане
|
|
|
Задание на «5».
Обозначить в контурной карте рельеф Тихого или Индийского океана на выбор.
Скачать презентацию к уроку okean.zip [769.04 Kb]
Янгуатова Людмила Вениаминовна
МБОУ Лицей №68 г.Уфа
mila.ludmila1990@mail.ru