Цели:
1) познакомить учащихся с бумагой как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения ее свойств и возможностей, а так же способов работы с ней;
2) научить различать виды бумаги;
3) развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, творческое воображение, память;
Оборудование: конспект в бумажном и электронном виде, карточки задания по вариантам, раздаточный материал (образцы бумаги и т.д.).
Проект урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
время
|
1. Орг. момент и целеполагание.
|
Сообщает тему урока;
знакомит с целями урока;
разъясняет материал урока.
|
Узнав тему и цели урока, определяют для себя «предполагаемую» оценку.
|
1-2 мин.
|
2. Самостоятельная изучение материала урока (вопросы А, вопросы В, практическая работа С)
|
Организует самостоятельную работу и оказывает индивидуальную помощь учащимся.
|
Самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют практическое задание.
|
35 мин.
|
3. Рефлексия.
|
Кратко анализирует «карту достижений»
|
Сравнивают оценку «предполагаемую» и «за урок».
|
7 мин.
|
4. Индивидуальное домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание.
|
Выбирают индивидуальные задания на дом.
|
1 мин.
|
- Самостоятельно изучить текст.
- Ответить на вопросы:
А (по видам бумаги)
В (по применению и свойствам бумаги)
Выполнить практическую работу (по освоению нового способа работы с бумагой)
Домашнее задание:
а) найти интересные факты о бумаге,
б) найти новые способы работы с бумагой в ИЗО деятельности.
Вариант 1
1) Определите соответствие :
бумага для акварели толстая, твердая бумага,
окрашенная в приглушенные тона
бархатная бумага хорошо проклеенная, плотная,
имеет шероховатую поверхность
картон плотная, имеет ворсистую
поверхность
2) Определите вид бумаги:
калька
ватман
картон
3) Живописные работы водорастворимыми красками выполняют на:
- бархатной бумаге
- тисненной бумаге
- акварельной бумаге
Вариант 2
4. Определите соответствие :
ватман плотная, прочная, с рельефным
рисунком
оберточная бумага отличается гигроскопичностью, бывает
окрашена в легкие тона
тисненая бумага бумага ручного отлива
2) Определите вид бумаги:
бархатная бумага
цветная бумага
оберточная бумага
3) Для обтягивания планшета используют:
Аппликация ( лат. Application , прикладывание , присоединение). Аппликация — техника вырезания и наклеивания (нашивания) фигурок , узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани , кожи. Применяется в декоративно — прикладном искусстве.
Папье-маше ( фр.Papier-mache « жеванная бумага»)-легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги , картона). Папье-маше — название техники декоративной обработки бумаги для получения копий с объемных тел, рельефов и тд. Эту технику применяют для быстрого изготовления повторяющихся объемных элементов оформления (различных символов, эмблем, знаков).
Квиллинг (бумагокручение) — Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладают именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему.
К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это различные здания и сооружения, малые архитектурные формы, скульптура, мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.
Объем в архитектуре, как правило, – «скорлупа» вокруг пространства, имеющего определенное назначение. Внутреннее пространство влияет на формообразование, но не обязательно вполне соответствует ему. Внешний объем выполняет не только роль ограждения, но и служит носителем определенной художественной концепции.
МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш.Марджани» г. Казани
Преподаватель ИЗО: Саляхова Зульфия Фердинантовна