О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Родной язык » Роль родного языка в жизни человека. Функциональные разновидности языка


УМК «Русский язык» С. И. Львова, В. В. Львов 

Урок 2

Цели урока:

  1. повторить и углубить сведения учащихся о речевой ситуации;
  2. формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
  3. устанавливать и обосновывать принадлежность каждого отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи,
  4. составлять диалог

Стандарт на выходе: Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях.

Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.

Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока
Целеполагание

2 мин

Знакомит с темой урока, целями и задачами:
На «3» №6
На «4» №7 (1,2,)
На «5» №8 или 9 (по выбору)

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

30 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работа с упражнениями.

3

Беседа по вопросам

5 мин

Проверка выполненной работы.

Участие в беседе, обмен мнениями.

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итога работы

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

1 мин

Доделать, проверить работу в классе

Записать домашнее задание и выполнить его

Стенограмма урока
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Роль родного языка в жизни человека. Функциональные разновидности языка».

Цель нашего урока — формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить

  • На «3» №6 стр.6;
  • На «4» №6 + №7 (1,2) стр.8;
  • На «5» №6 + №7 (1,2) + №8 или 9 (по выбору) стр.8. 

Задание. Дома вы выполняли д./з. №5. Давайте проверим, как вы поработали устно. Используйте возможности зрительной памяти: в течение двух минут внимательно рассмотрите схему на с. 6, а затем закройте учебник и попытайтесь воссоздать эту схему в тетради конспектов. После этого откройте учебник и проверьте, как вам удалось справиться с заданием. Если нужно, внесите исправления.

  • После просмотрового чтения текста на с. 7-8 учащиеся читают текст внимательно и в ходе совместной работы составляют его план.
  • Можно предложить разные виды работы с микротемами данного текста: 1) составить схему, излагающую содержание первой микротемы, и охарактеризовать по этой схеме каждую из функциональных разновидностей языка и каждый стиль речи; 2) используя содержание текста, заполнить следующую таблицу:

1) Разговорная речь
2) Научный стиль
3) Официально-деловой стиль
4) Публицистический стиль
5) Язык художественной литературы

Цели общения

Условия общения

Типичные языковые средства

2. Самостоятельная работа.

Задание упражнения

Деятельность учащихся

Помощь учителя

Уровень А : На «3» №6

1. Попробуйте установить и обосновать принадлежность каждого отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи

 

1.Дети устанавливают принадлежность каждого отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи

  • Научный
  • Разговорный
  • Художественный
  • Официально-деловой

Уровень В
На «4» + №7 (1,2)

1. Найдите приметы разговорной речи в диалогах.

 

2. По фотографии составьте диалог, употребите разговорные слова.

1. Дети устанавливают приметы разговорной речи, составляют диалог

Приметы разговорной речи: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (доченька), новообразований (помазка), частиц (ну и что, всё равно), вопросительных предложений, простых по структуре, предложения с обращением. Сама диалоговая форма чаще всего используется именно в разговорной речи.

Уровень С
На «5» + №8 или 9 (по выбору) стр.8

Найдите образцы научного / художественного стиля

1.Дети  
подбирают образцы научного / художественного стиля

 

3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
4. Рефлексия: Цель нашего урока — формировать понятие о функциональных разновидностях языка, устанавливать и обосновывать принадлежность каждого отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи, составлять диалог. Чему мы научились?
Интересно вам было работать? Оцените свою работу. Какие оценки вы получили?
5. Домашнее задание: доделать, проверить ту работу, которую выполнили в классе.

Функциональные разновидности языка
Урок 3
Цель урока: 1) закреплять представление о функциональных разновидностях языка и стилях речи; познакомить с инструкцией как образцом официально-делового стиля; 2) восстановить в памяти учащихся сведения о порядке проведения пунктуационного анализа предложения и потренировать в его проведении.
Стандарт на выходе: Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.
Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока
Целеполагание

2 мин

Знакомит с темой урока, целями и задачами:
На «3» №10
На «4» №11
На «5» №12 или 13 (по выбору)

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

30 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работа с упражнениями.

3

Беседа по вопросам

5 мин

Проверка выполненной работы.

Участие в беседе, обмен мнениями.

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итога работы

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

1 мин

Доделать, проверить работу в классе

Записать домашнее задание и выполнить его

Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Роль родного языка в жизни человека. Функциональные разновидности языка».
Цель нашего урока — формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить

  • На «3» №10 стр.8;
  • На «4» №10 + №11 стр.9;
  • На «5» №10 + №11 + №12 или 13 (по выбору) стр.9-10. 

2. Самостоятельная работа.

Задание упражнения

Деятельность учащихся

Помощь учителя

Уровень А : На «3» » №10 стр.8

1. Ознакомьтесь с инструкцией. Докажите, что она является образцом официально-делового стиля речи.

 

 

1.Дети устанавливают принадлежность отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи

 Текст является образцом официально-делового стиля речи.
Во-первых, мы прочли его в школьном учебнике, цель текста — проинструктировать всех, кто пользуется письменной речью.
Во-вторых, ему свойственны такие стилевые черты: точность, краткость, логичность, объективность, официальность. Используются побудительные по цели высказывания предложения, осложнённые рядами однородных членов, а также сложносочинённые предложения.
Итак, здесь сообщаются сведения, которые будут использованы на практике, используются лингвистические термины, значит, это инструкция. 

Уровень В
На «4» + №11 стр.9

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Выделите корни в словах, где есть
пропущенные буквы.
2. Озаглавьте текст, определите тип речи.

1. Дети списывают текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Выделяют корни в словах, где есть
пропущенные буквы.

Что смогут увидеть пришельцы из Космоса, сл.пресли они приблизятся к нашей планете?вопр. пр Конечно, вв. сл.её будут окутывать облака,сл.пр и в просветах между ними инопланетяне увидят Мировой океан с пятнами суши. Разумеется, вв. сл.они отметят удивительное разнообразие суши. Привлекут внимание пришельцев горные хребты, одн. чл. обширные равнины, одн. чл зеленые леса, одн. чл бескрайние степи, одн. чл желтые пустыни. Инопланетяне заметят, сл.прчто реки, ср.обкак змеи, ср.об извиваются по суше одн. чл и направляются к океану. Конечно, вв. сл.гости из Космоса увидят творения рук человека одн. чл и с удивлением будут рассматривать города, одн. чл посёлки, одн. чл дороги, одн. чл каналы, одн. чл распаханные поля.

Тип — описание, т.к. в тексте описывается наша планета глазами инопланетян, и с этой целью используются предложения с рядами однородных членов, сравнительные обороты (как шрамы, как змеи), яркие прилагательные (огромный (океан), удивительное (разнообразие), обширные (равнины)) и глаголы (окутывать, извиваться). Возможные заголовки — «Наша планета», «Живая планета», «Земля принимает гостей».

Уровень С
На «5» + №12 или 13 (по выбору) стр.9,10.

Продолжите текст упр.11. Пофантазируйте, что еще может привлечь внимание инопланетян на Земле. Какие выразительные языковые средства вы будете использовать в своем устном высказывании?

Как бы вы объяснили инопланетянам, что такое дождь?

Дети придумывают свой текст.

 

… …

 

 

1) -- А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!
-- Дождь — это водичка!
-- А, значит, дождь льётся из крана?
-- Нет, дождик капает из тучки!
-- Дождь — это водичка, которая капает с неба?
-- Выходит, что так!
2) Дождь — это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.
3) Дождь — это атмосферные осадки в виде воды.

4. Рефлексия: Цель нашего урока — формировать понятие о функциональных разновидностях языка, устанавливать и обосновывать принадлежность каждого отрывка к функциональной разновидности языка и стилю речи, составлять диалог.
Чему мы научились? Интересно вам было работать? Оцените свою работу. Какие оценки вы получили?
5. Домашнее задание: упр.№14(устно).

Скачать презентацию к уроку f_style_rechi.zip [92.45 Kb]

Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»,
Великий Новгород
vladimira10@yandex.ru

Другие новости по теме: