О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 6 класс » Родной язык » Родной язык


УМК «Русский язык» С.И.Львова, В.В.Львов 

Урок 1

Цели:
1) расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека;
2) совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) углубить представление о речевом этикете как правилах речевого общения.
Стандарт на выходе: осознать роль языка, речи, общения в жизни человека.
Оборудование: материал для самостоятельной работы учащихся (из учебника), лист самооценки.

 Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока
Целеполагание

2 мин

Знакомит с темой урока, целями и задачами:
На «3» №1 (1,2)
На «4» №2 (1,2,3)
На «5» №3 или 4 (по выбору)

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата

2

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями

25 мин

Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.

Работа с упражнениями.

3

Беседа по вопросам

10 мин

Проверка выполненной работы.

Участие в беседе, обмен мнениями.

4

Рефлексия

2 мин

Подведение итога работы

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом

5

Домашнее задание

1 мин

Доделать, проверить работу в классе

Записать домашнее задание и выполнить его

Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы знакомимся с темой «Родной язык». Цель нашего урока — расширить знания о роли языка в жизни человека.
Вам предстоит самостоятельная работа по теме урока: выберите задание на ту оценку, которую хотите получить

  • На «3» №1 (1,2) стр.3;
  • На «4» №1 (1,2) + №2 (1,2,3) стр.3;
  • На «5» №1 (1,2) + №2 (1,2,3) + №3 или 4 (по выбору) стр.4;. 

Вы ответите на предложенные вам вопросы, выполните задания, а потом поделитесь своим мнением о том, какое впечатление произвели на вас высказывания о родном языке, какое чувство вызвали в вашей душе. Когда вы самостоятельно подготовите ответы на задания того или иного уровня, вы будете слушать ответы одноклассников или отвечать, отмечать плюсиком или галочкой на полях тетради выполнение каждого этапа работы.

2. Самостоятельная работа.

Задание упражнения

Деятельность учащихся

Помощь учителя (если есть запрос ребёнка)

Ожидаемый результат

Уровень А : На «3» №1 (1,2)

1. Раскройте смысл высказывания А.Н.Толстого

 

 

1.Дети раскрывают смысл фразы

Образец: Я прочитал высказывание А.Н.Толстого, смысл эпиграфа понял так: … …

 (автор восхищается качествами языка: выразительностью, точностью, благозвучием и богатством) 

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
(подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1) 

2. Согласны ли вы с данным высказыванием?

 2. Дети формулируют свою позицию

Я считаю….
Я думаю…
Мне кажется…

Ученик
выразил свое мнение ( подготовка к ЕГЭ, часть С, К4)

3. А с чем ещё можно сравнить русский язык? Почему?

3. Дети подбирают сравнения

… с океаном.
А океан этот — лексика русского языка… Дунет ветер, и на океан набежит волна, одна, другая, третья… Одна слабая, другая вдруг поднимется на какой-то миг над первой и схлынет, а третья закроет своей силой две первые. Это можно сравнить с приливом волн эмоционально-окрашенной лексики. Ведь наши эмоции как волны в океане. Они стихийны и часто непредсказуемы…

Русский язык, как и морская пучина, безграничен, бездонен, могуч… Как на морской глади собираются маленькие волнения, постепенно порождающие волны, так и в языке звуки собираются в слова и предложения… Слова, точно как и водная стихия, могут вдребезги крушить препятствия на своём пути, могут вершить судьбы людей…
В современном мире существует проблема экологии океана, волнующая мировое сообщество… То же можно сказать и о родном русском языке. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно, что назрела необходимость сохранения и возрождения «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка

Ученик
смог найти сравнения самостоятельно / с помощью учителя

4. Какие высказывания о русском языке вам известны?
Попробуйте сформулировать основную мысль одного из них.

4. Дети подбирают высказывания о русском языке.

 Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Л.Н.Толстой)
Пред нами громада — русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Н. В. Гоголь).
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок… (Н. В. Гоголь).
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей
(М. Горький).

Ученик
смог найти высказывания самостоятельно /с помощью Интернета

Уровень В
На «4» №1 (1,2) + №2 (1,2,3)

Спишите текст. Объясните, как вы понимаете его содержание.
Какие слова, по-вашему, могут разъединить людей, а какие соединить? К какой из этих групп вы отнесёте слова, связанные с русским речевым этикетом? Обоснуйте свою точку зрения.

1.Дети раскрывают смысл текста

Дети подбирают примеры-аргументы, раскрывая смысл текста

Речевой этикет помогает установить между людьми доброжелательные отношения, проникнутые уважением и доверием. Следующие правилам этикета люди внимательно относятся к своим собеседникам, стремятся понять их и никогда не произнесут тех слов, которые могут оскорбить человека.

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1)
Ученик
привёл аргументы ( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К2 подготовка к ЕГЭ, часть С, К4)

Уровень С
На «5» №1 (1,2) + №2 (1,2,3) + №3 или 4 (по выбору) стр.4

 

Прочитайте отрывок из книги «Домострой». Объясните, как вы понимаете его содержание.
Согласны ли вы с точкой зрения, которая в нём высказана? Докажите, что этот отрывок даёт представление о нормах языка, принятых на Руси.

1.Дети раскрывают смысл текста

Дети подбирают примеры-аргументы, раскрывая смысл текста

 В ходе обсуждения принятых на Руси норм языка подведём шестиклассников к выводу, что эти нормы требовали внимательного отношения к выбору слова, так как слово обладает великой силой («отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит»). Древний свод правил -- «Домострой» -- призывал следить за своей речью, произносить только такие высказывания, которые соответствуют этикету и способствуют добрым делам.

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос
( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К1)
Ученик
привёл аргументы ( подготовка к ГИА, часть С 2.2, К2 подготовка к ЕГЭ, часть С, К4)

3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся. Сравнение ответов с ответами одноклассников.
4. Рефлексия: запись на полях тетради выполнение каждого этапа работы или в листе самооценки (+ или -)

  • Я дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в упр. №…,
  • выразил свое мнение,
  • привёл аргументы по тексту,
  • смог найти сравнения самостоятельно / с помощью учителя,
  • смог найти высказывания самостоятельно /с помощью Интернета

У: Сегодня мы познакомились с высказываниями о родном языке, поработали с текстом, учились анализировать. Каждый из вас открыл для себя что-то новое. Интересно вам было работать? Достигли мы поставленной цели? Оцените свою работу. Какие оценки вы получили?
5. Домашнее задание: упр.№5 на стр.5 (устно).

Использованная литература:

Скачать презентацию к уроку rodnoy_yzik.zip [73.56 Kb]

Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru

Другие новости по теме: