УМК «Литература» Г. С. Меркин
Цели:
1. Формировать у учащихся представления о пейзажной лирике С. А. Есенина.
2. Создавать условия для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.
3. Расширять интеллектуальную сферу учащихся через анализ текста;
4. Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, умение находить в тексте изобразительно — выразительные средства языка.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, лист самооценки.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока и задачами
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями
|
25 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения
|
Работа с текстом. Подготовка ответов на предложенные вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
15 мин
|
Проверка выполненной работы
|
Участие в беседе, обмен мнениями
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений
|
Записать домашнее задание
|
Стенограмма урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией С. А. Есенина, с его стихотворением о природе «Поет зима — аукает». Вам предстоит самостоятельная работа с текстом стихотворения этого замечательного поэта. Вы ответите на предложенные вам вопросы, а потом поделитесь своим мнением о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, какое чувство вызвало в вашей душе. Когда вы самостоятельно подготовите ответы на задания того или иного уровня, вы будете слушать ответы одноклассников или отвечать, отмечать плюсиком или галочкой в листе самооценки выполнение каждого этапа работы.
2. Самостоятельная работа.
3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
4. Рефлексия
У: Сегодня мы познакомились с пейзажной лирикой С. А. Есенина, поработали с текстом стихотворения, учились анализировать. Каждый из вас открыл для себя что-то новое. Интересно вам было работать?
Оценка своего участия в работе на уроке. Анализ листа самооценки.
5. Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.
Задания для самостоятельной работы (взяты из учебника «Литература» Г. С. Меркин)
Есенин С. А.
Поет зима — аукает |
Блок А. А.
Полный месяц встал над лугом...
|
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
|
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь — утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
|
Лист самооценки.
Уровень А
1. Сопоставьте два стихотворения. Какие признаки сходства вы в них обнаружили?
2. Определите образы стихотворения Есенина.
3. Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений.
4. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их. Примерами из произведений устного народного творчества подтвердите мысль о том, что в изображении образов живой природы в этом стихотворении Есенин следует фольклорным традициям.
Уровень В
5. Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях:
- Поёт зима — аукает.
|
- Мохнатый лес.
|
- Седые облака.
|
- Метелица ковром шелковым стелется.
|
- Вьюга… стучит по ставням.
|
- Вьюга злится.
|
6. На основе предварительных наблюдений сформулируйте вывод: зимняя природа в стихотворении Есенина воссоздана сдержанно, скупо или… Подберите антоним.
7. Какой художественный приём лежит в основе построения стихотворения? С помощью каких выразительных языковых средств создаются противоположные картины? Назовите эти слова.
8. Посмотрите определение ассонанса и аллитерации в конце учебника. Найдите эти выразительные средства в стихотворении.
Уровень С
Напишите сочинение — рассуждение по теме урока. Докажите, что поэтический мир стихотворений С.А.Есенина необычен и своеобразен.
Скачать презентацию к уроку esenin.zip [4.78 Mb]
Владимирова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Великий Новгород.
vladimira10@yandex.ru