Цели:
1. Формирование у учащихся представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина.
2. Создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.
3. Расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста;
4. Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно — выразительные средства языка.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, карта успеха.
Проект урока:
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Организация урока
Целеполагание
|
2 мин
|
Знакомит с темой урока и задачами
|
Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками
|
25 мин
|
Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения
|
Работа с текстом. Подготовка ответов на предложенные вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
15 мин
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения
|
4
|
Рефлексия
|
2 мин
|
Подведение итога работы
|
Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом
|
5
|
Домашнее задание
|
1 мин
|
Выразительное чтение одного из стихотворений
|
Записать домашнее задание
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией А.С.Пушкина, с его стихотворением о природе «Бесы». Вам предстоит самостоятельная работа с текстом стихотворения этого замечательного поэта. Вы ответите на предложенные вам вопросы, а потом поделитесь своим мнением о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, какое чувство вызвало в вашей душе. Когда вы подготовите ответы на задания того или иного уровня, отметьте это плюсиком на карте успеха.
2. Самостоятельная работа.
3. Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
4. Рефлексия
У: Сегодня мы познакомились с пейзажной лирикой Пушкина, поработали с текстом стихотворения, учились анализировать. Каждый из вас открыл для себя что-то новое. Интересно вам было работать?
Оценка своего участия в работе на уроке. Анализ карты успеха.
5. Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Задания для самостоятельной работы
I вариант
Уровень А
1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»
2. Ответьте на вопросы, используя материал учебника (стр. 130-131)
а) Как называется природа в произведениях искусства?
б) Что такое пейзажная лирика? в) С кем сопоставляет природу поэт?
3. Тема стихотворения «Бесы» та же, что и «Зимней дороги» — зимний пейзаж. Но лирический персонаж испытывает совершенно иные чувства. Какое слово в стихотворении наиболее точно передает его состояние?
4. Найдите образы, которые создают пейзаж в этом стихотворении.
Уровень Б
1. Как вы думаете, почему луна — «невидимка»? Что делает её такой? Почему «небо мутно», «ночь мутна»?
2. Лирическому стихотворению, как правило, не свойственен диалог. В стихотворении «Бесы» диалог присутствует. Прочитайте его. Что вы можете сказать о состоянии ямщика?
3. Какие чувства испытывает другой персонаж стихотворения? Постарайтесь определить их двумя-тремя словами. Запишите их.
Уровень С
1. Наряду с зимней дорогой в поле, которую, кажется, потерял ямщик («бесы» все подстроили), центральным образом являются «бесы». Бесы — лешие, домовые, черти, нечистая сила. Они видятся персонажам, пугают, страшат их. Они представляются и в образе пурги, взбесившейся зимней погоды, густо идущего снега. Найдите строфу, где такой снег представляется «бесами». Прочитайте её.
2. Настроение можно передать словом, цветом, даже линией. Например, прямая, овал, круг более будут соответствовать ровному, спокойному состоянию, кривая линия — резким перепадам, бурным чувствам. Постарайтесь цветом передать настроение, которое вызвало у вас стихотворение. Это будет один цвет (какой?) или сочетание цветов (каких?)
II вариант
Уровень А
1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»
2. Ответьте на вопросы, используя материал учебника (стр. 130-131)
а) Как называется природа в произведениях искусства?
б) Что такое пейзажная лирика? в) С кем сопоставляет природу поэт?
3. В стихотворении «По дороге зимней, скучной // Тройка борзая бежит…» и в «Бесах» также передано движение. Ситуация похожа: по зимнему полю едет герой. Но движение другое. Каким словом оно передано?
4. Чем отличен пейзаж в «Бесах» от пейзажа, нарисованного в «Зимней дороге»? Какие образы создают этот пейзаж? Найдите и назовите их.
Уровень Б
1. Особую роль в стихотворении «Бесы» играют повторы. Наиболее значим повтор строк:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Он находится в начале, середине и в конце стихотворения. Что он привносит в произведение?
2. Лирическому стихотворению, как правило, не свойствен диалог. В стихотворении «Бесы» диалог присутствует. Прочитайте его. Что вы можете сказать о состоянии ямщика?
3. Почему так «странно» ведут себя кони: то мчатся, то останавливаются? В стихотворении есть строчка: «Кони чуткие храпят». Почему они «храпят»?
Уровень С
1. Наряду с зимней дорогой в поле, которую, кажется, потерял ямщик («бесы» все подстроили), центральным образом являются «бесы». Бесы — лешие, домовые, черти, нечистая сила. Они видятся персонажам, пугают, страшат их. Они представляются и в образе пурги, взбесившейся зимней погоды, густо идущего снега. Найдите строфу, где такой снег представляется «бесами». Прочитайте её.
3. Настроение можно передать словом, цветом, даже линией. Например, прямая, овал, круг более будут соответствовать ровному, спокойному состоянию, кривая линия — резким перепадам, бурным чувствам. Постарайтесь цветом передать настроение, которое вызвало у вас стихотворение. Это будет один цвет (какой?) или сочетание цветов (каких?)
Невольских Надежда Аркадьевна
МОУ «Рябининская СОШ»
rabininososh@mail.ru