О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 7 класс » М. Ю. Лермонтов » Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»


УМК «Литература» Г. С. Меркин
Цели урока: образовательные
: анализировать идейно-художественное содержание стихотворения Лермонтова «Родина»;
развивающие: развивать умения анализировать стихотворение; соотносить с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
воспитательные: гражданское воспитание
Оборудование: репродукции портретов М. Ю. Лермонтова, пейзажи русских художников; разноуровневые вопросы; дидактический материал
Теоретические понятия: композиция, градация

Проект уроков (1 часа)

№ п/п

Этапы урока

Вид деятельности

Время

 1.

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

2 мин

2.

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

1 мин

 3.

Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

20 мин

 4.

Мини-семинар

Выступления по проблемным вопросам

20 мин

 5.

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

1 мин

ХОД УРОКА

Слово учителя.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В конце своей короткой жизни он отходит от идеализации прошлой России, по-новому определяет ее для себя. Он сам не только писал стихи, но и картины. Посмотрите на слайды — это России глазами русских художников. А теперь послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». (Приложение № 1) - Какая из формулировок точно отражает тему стихотворения «Родина»? (О Родине, О любви к Родине, О странности любви к Родине). Почему так нестандартно заявляет поэт мы и попробуем с вами разобраться. -Работаем работать сначала самостоятельно -1 5 минут, а последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы. Самостоятельно работают после прохождения уровня на «3» три человека (см. индивидуальные задания).

- Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3», «4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №2). Желаю успехов.

II. Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 3)

III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение № 4, 5, 6)
VI. Обобщение учителя.
1.Учитель работает с учащимися по вопросам заданий, затем в конце говорит о рождении новой традиции в литературе (Стихотворение положило начало целой литературной традиции. В русской поэзии утвердился жанр лирического раздумья о родине. Мысль о России стала нерасторжимой с образами деревни и природы. Лермонтов первым увидел берёзку как символ России.)
2. Над чем заставили задуматься стихотворение М.Ю. Лермонтова и сегодняшний урок?
-Отметим активных плюсами на карте успеха.

V. Рефлексия.
- Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).

Приложение № 3
Тема урока: Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»

Уровень « З»

  1. Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». Какие детали деревенского быта присутствуют в стихотворении? Обведите их в кружок.
  2. Найдите слова, передающие краски и настроение. Подчеркните волнистой линией.
  3. Проследите за настроением поэта. Слова, подчеркивающие настроение выпишите на поля.
  4. Найдите официальные патриотические понятия о Родине в стихотворении. Выделите эти образы в квадраты. Какое к ним отношение автора, подчеркните эту фразу.
  5. Какая из формулировок точно отражает тему стихотворения «Родина»?
  6. Найдите в стихотворении композиционные элементы рассуждения тезис, доказательства, вывод. Выделите фразы (Т-Д-В).

Уровень «4»
Ответы записываются в тетрадь (на выбор 2 задания)

1. Нарисуйте кластер, который позволит увидеть композицию стихотворения (принцип Лермонтова — от широкого плана к узкому).
2. Заполните таблицу примерами из стихотворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

 

 

 

3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странной». Почему свое чувство поэт сопровождает таким словосочетание?
4. Каждый стих в первой строфе со второй сточки начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается эти повтором и в какой строке сформулировано это состояние героя?

Уровень «5»
Ответ записать в тетрадь

  1. Найдите градацию в стихотворении «Родина» (можно обратиться к статье в учебнике на стр. 167, или вспомнить по программе русского языка лицо морда харя).

Индивидуальные задания

  1. Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. Просмотрите презентацию «Портреты М.Ю.Лермонтова». Найдите цитаты из статьи, иллюстрирующие душевное состояние поэта. изображенного на портрете.
  2. Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. Как вы думаете, почему не совпали впечатления о поэте у различных людей?
  3. Рассмотрите портреты Лермонтова в лермонтовской энциклопедии. Какое из этих портретов больше подходит к стихотворению «Родина», аргументируйте свой ответ.

Приложение № 2

КАРТА УСПЕХА


имя

суждения по статьям

1

2

3

4

5

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4
НАЧНИ ФРАЗУ
 
Я ДУМАЮ…            В ОТЛИЧИИ ОТ…
 
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
 
На мой взгляд… Мне пришло на ум…

Мне кажется… Читая …
 
 А я прочитал иначе… Хочу возразить…

Не согласен… Меня поразило…

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

1841

Скачать презентацию и дополнительные материалы к уроку lermontov.zip [6.83 Mb]

Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Рябининская СОШ»
golohvastovama@mail.ru

Другие новости по теме: