УМК «Литература» Г. С. Меркин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».
Цели урока:
образовательные: выявить жанровые особенности дружеского послания, выявить свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта, познакомиться с творческой историей создания произведений
развивающие: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения
воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность
Оборудование: аудиозапись стихотворения А. С. Пушкнина «Во глубине сибирских руд...»;
презентация к уроку
разноуровневые вопросы;
дидактический материал
Теория литературы: группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (ритори
ческое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Наизусть: А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения по выбору.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрацией.
Проект уроков (1 часа)
№п/п
|
Этапы урока
|
Вид деятельности
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
|
Сообщение учителя о целях и задачах урока
|
2 мин
|
2.
|
Инструктаж перед самостоятельной работой
|
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха
|
1 мин
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)
|
20 мин
|
4.
|
Мини-семинар
|
Выступления по проблемным вопросам
|
20 мин
|
5.
|
Подведение итогов работы
|
Суждения учащихся о достигнутых результатах
|
1 мин
|
ХОД УРОКА
- Слово учителя.
- Итак, А.С.Пушкин. Домашнее задание — рассказать наизусть «К Чаадаеву». Послушаем наших одноклассников. (Если не будут готовы, то прослушивание в аудиозаписи стихотворение).
- Однако темы дружбы и свободы, обозначенные в данном произведении нашли продолжение. Сегодня мы будем говорить о свободолюбивых мотивах и в стихотворении «Во глубине сибирских руд...».
- Посмотрите на задания. Какие задачи поставим перед собой на уроке? (ответы детей).
- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.
- Задания на «3» рассчитаны на всех, к карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3», на «4» нужно ответить на 1 вопрос из 4, на «5» один. (приложение №1)
- А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответичали связно и верно на вопросы, но и нашли ответ на вопрос а что значит свобода по мнению А С Пушкина.
II.Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)
III. Слово учителя. Оценка выполненной работы по карте успеха.
IV. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)
- Расскажите о восстании декабристов (учащиеся). Сайт Википедия — ваш верный помощник.
- Посмотрите еще раз презентацию и свои записи о лицейских друзьях А С Пушкина. А также обратите внимание на картину Кольмана «Восстание на Сенатской площади». Также об этих исторических событиях вы можете узнать из фильма «Звезда пленительного счастья» (режиссер Владимир Мотыль).
- Слушаем стихотворение «Во глубине сибирских руд...» (аудиозапись).
- Как вам кажется, каким настроением пронизано стихотворение? (Любовь к друзьям)
- Зачем написано стихотворение? (Чтобы поддержать друзей, дать им надежду на освобождение)
- Найдите трудные словосочетания, слова и попробуйте дать им толкование
во глубине сибирских руд –
гордое терпение –
скорбный труд
мрачное подземелье
мрачные затворы
каторжные норы
свободный глас
оковы падут
братья меч вам отдадут
- Выпишите элементы послания (обращение к определенном лицу и просьба (пожелание).
(Послание – это очень древний жанр; еще в творчестве таких античных поэтов, как Гораций и Овидий мы встречаем подобные произведения. В России XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, послания были популярны в среде поэтов-сентименталистов и романтиков — Жуковского, Батюшкова, Ломоносова, а также в творчестве Фонвизина и Сумарокова.
-это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание)
-Найдите в стихотворении мотивы свободы и неволи, как Вы понимаете их значение?
- Как поняли фразу из статьи в учебник «После лицея»: «Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно»?
-Соотнесите дано стихотворение с «К Чаадаеву». Кем был Чаадаев (на основании статьи стр 140-141 (№ II )
- Назовите из стихотворения «К Чаадаеву» фразы, отражающие принципы жизни молодого поколения, по мнению А.С.Пушкина.
- Прочитайте стихотворения про себя «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Найдите объединяющие их мотивы. Озвучьте фразы, подтверждающие ваше мнение.
- А что, по вашему мнению, есть свобода? Актуальна ли для нашего времени тема свободы?
VI. Рефлексия.
- Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
- Домашнее задание:
1.наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд...»
2. Мини-сочинение «О прочитанном…»
(Читая послания Пушкина друзьям в Сибирь, я ощущаю… понимаю… Эти строки затронули …. В моей душе нашли отклик… Поразило… )
Приложение № 1
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».
Уровень « З»
- Прочитайте стихотворение «Во глубине сибирских руд...».
- Как вам кажется, каким настроением пронизано стихотворение?
- Зачем написано стихотворение?
- Выпишите в тетрадь трудные словосочетания, слова и попробуйте дать им толкование
- Выпишите элементы послания (обращение к определенном лицу и просьба (пожелание).
Послание – это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание
6. Найдите в стихотворении мотивы свободы и неволи, подчеркните их в тексте.
Уровень «4»
на выбор один ответ
- Вопрос 3 стр 138. Для ответа прочитайте статью в учебнике на стр. 136-137 «После лицея»
- Подготовьте рассказ о Чаадаеве на основании статьи стр 140-141 (№ II)/
- Выпишите из стихотворения «К Чаадаеву» фразы, отражающие принципы жизни молодого поколения, по мнению А.С.Пушкина.
- Найдите на сайте Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Декабристы#.) информацию о декабристах.
Уровень «5»
1. Прочитайте стихотворения поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Найдите объединяющие их мотивы. Подчеркните фразы, подтверждающие ваше мнение.
Приложение к заданиям
Краткий экскурс в историю.
В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)
В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза.
В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».
В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой — уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.
Началась подготовка к вооруженному восстанию.
Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.
Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.
Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.
Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров, в которых принял участие со стороны правительства митрополит Серафим и генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А.Милорадович (получивший при этом смертельное ранение) Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.
По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.
Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.
Приложение № 1
КАРТА УСПЕХА
№ |
имя
|
суждения по статьям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
кол-во «+» за устные ответы
|
оценка за выводы на уроке
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На мой взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ...
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
Скачать презентацию и дополнительные материалы к уроку dop_materialy.zip [1.56 Mb]
Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Рябининская СОШ»
rabininososh@mail.ru