Цели урока: образовательные:
выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;
развивающие: развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений
воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
Оборудование:
репродукции картин И.Я. Билибина;
разноуровневые вопросы;
дидактический материал
Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.
Проект уроков (1 часа)
№п/п
|
Этапы урока
|
Вид деятельности учителя
|
Вид деятельности ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
|
Сообщение учителя о целях и задачах урока
|
Слушание
|
2 мин
|
2.
|
Инструктаж перед самостоятельной работой
|
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха
|
Знакомство с разноуровневыми заданиями
|
1 мин
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)
|
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)
|
20 мин
|
4.
|
Мини-семинар
|
Работа по обобщению изученного (Приложение — презентация)
|
Выступления по проблемным вопросам
|
20 мин
|
5.
|
Подведение итогов работы
|
Суждения учащихся о достигнутых результатах
|
|
2 мин
|
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Сегодня мы с вами продолжим говорить об УНТ, итак сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.
- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопрсы.
- Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)
- А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.
II .Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)
III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)
-Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?
-Особенность волшебной сказки — это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).
-И, конечно же, герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.
-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.
-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яе, о Иванушке, о молодильных яблоках.
-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?
-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.
-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.
IV. .Обобщение учителя.
- Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.
VI. Подведение итогов работы. Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.
-Отметим активных плюсами на карте успеха.
V. Рефлексия.
— Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
Приложение № 1
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Уровень « З»
1. Запишите главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»
2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.
3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).
Уровень «4»
1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.
Роли
|
Персонажи
|
Вредитель
|
|
Даритель
|
|
Помощники
|
|
Царевна
|
|
Отравитель
|
|
Герой
|
|
Ложные герои
|
|
2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.
Элементы
композиции
|
Мотив
|
Пример
|
Завязка
|
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
|
|
Развитие сюжета
|
Поиск потерянного или недостающего
|
|
Кульминация
|
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки
|
|
Развязка
|
Преодоление потери или недостачи
|
|
Уровень «5»
1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).
2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.
Приложение к заданиям
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
- положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
- отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
ВОПРОСЫ:
-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?
-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?
Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
ВОПРОСЫ:
-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?
-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?
-Почему вход со стороны леса?
Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.
Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти — державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).
ВОПРОСЫ:
-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?
Приложение № 1
КАРТА УСПЕХА
№
|
имя
|
суждения по статьям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
кол-во «+» за устные ответы
|
оценка за выводы на уроке
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На мой взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ...
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
ОТВЕТЫ:
На «4» 1.
Роли
|
Персонажи
|
Вредитель
|
Прекрасная девица
|
Даритель
|
Бабушка-задворенка, три Бабы Яги
|
Помощники
|
Волшебные кони, Нагай-птица
|
Царевна
|
Девица Синеглазка
|
Отравитель
|
Царь
|
Герой
|
Иван-царевич
|
Ложные герои
|
Федор-царевич, Василий-царевич
|
.
На «4» 2.
.
Элементы
композиции
|
Мотив
|
Пример
|
Завязка
|
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
|
Царь очень устарел и глазами обнищал
|
Развитие сюжета
|
Поиск потерянного или недостающего
|
Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок
|
Кульминация
|
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки
|
Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней
|
Развязка
|
Преодоление потери или недостачи
|
Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство
|
Уровень «5»
Сказочные обороты речи:
буйну голову повесил,
жили-были, в некотором царстве,
в некотором государстве,
царь собирает пир на весь мир,
долго ли . коротко ли,
Вот Баба Яга дело справила –Ивана-царевича накормила…
Долго ли, коротко ли дело делается…
Скачать дополнительнеы материалы у уроку molodilnie_yabloki.zip [1.59 Mb]
МОУ «Рябининская СОШ»
Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
I I квалификационной категории