Цели урока: образовательные:
выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;
развивающие:    развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений
воспитательные: воспитывать  нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
 
Оборудование:
репродукции картин И.Я. Билибина;
разноуровневые вопросы;
дидактический материал
 
Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.
 
Проект  уроков (1 часа)
 
| 
 №п/п 
 | 
 Этапы урока 
 | 
 Вид деятельности учителя 
 | 
 Вид деятельности ученика 
 | 
 Время 
 | 
| 
  1. 
 | 
 Организационный момент 
 | 
 Сообщение учителя о целях и задачах урока 
 | 
 Слушание 
 | 
 2 мин 
 | 
| 
 2. 
 | 
 Инструктаж перед самостоятельной работой 
 | 
 Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха 
 | 
 Знакомство с разноуровневыми заданиями 
 | 
 1 мин 
 | 
| 
  3. 
 | 
 Самостоятельная работа 
 | 
 Помощь в выполнении разноуровневых заданий   (Приложение № 1) 
 | 
 Выполнение разноуровневых заданий   (Приложение № 1) 
 | 
 20 мин 
 | 
| 
  4. 
 | 
 Мини-семинар 
 | 
 Работа по обобщению изученного (Приложение — презентация) 
 | 
 Выступления по проблемным вопросам 
 | 
 20 мин 
 | 
| 
  5. 
 | 
 Подведение итогов работы 
 | 
 Суждения учащихся о достигнутых результатах 
 | 
   
 | 
 2 мин 
 | 
 
ХОД УРОКА
 
I. Слово учителя.
 
- Сегодня мы с вами продолжим говорить об УНТ, итак сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой?  (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.
- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут   обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопрсы.
- Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4»,   «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)
 - А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.
 
II .Работа учащихся 
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)
 
III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)
-Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?
-Особенность волшебной сказки — это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).
-И, конечно же,  герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.
-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.
-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яе, о Иванушке, о молодильных яблоках.
-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?
-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.
-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.  
 
IV. .Обобщение учителя.
    
- Итак, подведем итоги нашей работы.  Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.
 
VI. Подведение итогов работы. Суждения учащихся о достигнутых результатах  по карте успеха.
-Отметим активных плюсами на карте успеха.
 
V. Рефлексия. 
 
    — Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
 
 Приложение № 1
 
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
 
Уровень « З»
 
1. Запишите   главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»
2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.
3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).
 
Уровень «4»
 
1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи  сказки.  
 
| 
 Роли 
 | 
 Персонажи 
 | 
| 
 Вредитель 
 | 
   
 | 
| 
 Даритель 
 | 
   
 | 
| 
 Помощники 
 | 
   
 | 
| 
 Царевна 
 | 
   
 | 
| 
 Отравитель 
 | 
   
 | 
| 
 Герой 
 | 
   
 | 
| 
 Ложные герои 
 | 
   
 | 
 
2.  Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.
 
| 
 Элементы  
композиции 
 | 
 Мотив 
 | 
 Пример 
 | 
| 
 Завязка 
 | 
 Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу 
 | 
   
 | 
| 
 Развитие сюжета 
 | 
 Поиск потерянного или недостающего 
 | 
   
 | 
| 
 Кульминация 
 | 
 Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки 
 | 
   
 | 
| 
 Развязка 
 | 
 Преодоление потери или недостачи 
 | 
   
 | 
 
Уровень «5»
 
1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).
2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.
 
Приложение к заданиям
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.  Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
- положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений. 
 
- отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит. 
 
ВОПРОСЫ:
-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?
-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?
Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта. 
       Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
 
ВОПРОСЫ:
-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?
-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?
-Почему вход со стороны леса?
 
Яблоко.    Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать  о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.
 
Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения  и смерти, но и с одним из символов царской власти — державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).
 
ВОПРОСЫ:
-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?
 
 Приложение № 1
 
КАРТА  УСПЕХА  
| 
 № 
 | 
 имя 
  
 | 
 суждения  по статьям 
 | 
 1 
 | 
 2 
 | 
 3 
 | 
 4 
 | 
 5 
 | 
 кол-во «+» за устные ответы 
 | 
 оценка за выводы на уроке 
 | 
 оценка 
 | 
| 
   
 | 
   
  
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
| 
   
 | 
   
  
 | 
   
 | 
   
  
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 
 
Приложение № 3
 
НАЧНИ ФРАЗУ
 
Я ДУМАЮ…                                                                    В ОТЛИЧИИ ОТ…    
                         
Я СЧИТАЮ…                                                            ПО СРАВНЕНИЮ С…                       
  
На мой взгляд…                                                           Мне пришло на ум…
 
Мне кажется…                                                             Читая …
 
 А я прочитал иначе…                                                 Хочу возразить…
 
Не согласен…                                                               Меня поразило…
 
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
 
ПРЕДСТАВЛЯЮ...
 
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА   В ..
 
 
 
ОТВЕТЫ:
На «4»  1. 
 
| 
 Роли 
 | 
 Персонажи 
 | 
| 
 Вредитель 
 | 
 Прекрасная девица 
 | 
| 
 Даритель 
 | 
 Бабушка-задворенка, три Бабы Яги 
 | 
| 
 Помощники 
 | 
 Волшебные кони, Нагай-птица 
 | 
| 
 Царевна 
 | 
 Девица  Синеглазка 
 | 
| 
 Отравитель 
 | 
 Царь 
 | 
| 
 Герой 
 | 
 Иван-царевич 
 | 
| 
 Ложные герои 
 | 
 Федор-царевич, Василий-царевич 
 | 
.  
На «4»  2.
.
 
| 
 Элементы  
композиции 
 | 
 Мотив 
 | 
 Пример 
 | 
| 
 Завязка 
 | 
 Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу 
 | 
 Царь очень устарел и глазами обнищал 
 | 
| 
 Развитие сюжета 
 | 
 Поиск потерянного или недостающего 
 | 
 Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок 
 | 
| 
 Кульминация 
 | 
 Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки 
 | 
 Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней 
 | 
| 
 Развязка 
 | 
 Преодоление потери или недостачи 
 | 
 Иван-царевич возвращается во  дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство 
 | 
 
Уровень «5»
 
Сказочные обороты речи:
 
буйну голову повесил,
жили-были, в некотором царстве,
в некотором государстве,
царь собирает пир на весь мир,
 долго ли . коротко ли,
Вот Баба Яга дело справила –Ивана-царевича накормила…
Долго ли, коротко ли дело делается…
 
Скачать дополнительнеы материалы у уроку molodilnie_yabloki.zip [1.59 Mb]
МОУ «Рябининская СОШ»
Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
I I квалификационной категории