УМК «Литература» Г. С. Меркин
Цели урока:
образовательные:
выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, младшего сына в русском фольклоре, композиционные и языковые особенности сказки;
развивающие:
развивать исследовательские навыки учащихся, умение выделять в сообщении главное, коммуникативных умений
воспитательные:
воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
Оборудование: репродукции картин И.Я. Билибина; разноуровневые вопросы; дидактический материал
Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.
Проект уроков (1 часа)
№п/п
|
Этапы урока
|
Вид деятельности
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
|
Сообщение учителя о целях и задачах урока
|
2 мин
|
2.
|
Инструктаж перед самостоятельной работой
|
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха
|
1 мин
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)
|
20 мин
|
4.
|
Мини-семинар
|
Выступления по проблемным вопросам
|
20 мин
|
5.
|
Подведение итогов работы
|
Суждения учащихся о достигнутых результатах
|
1 мин
|
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Сегодня мы с вами вспомним сказку. Сказка «Баба-яга и Заморышек» перед вами, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Посмотрите на задания. Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.
- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.
- Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)
- А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.
II. Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)
III. Слово учителя. Оценка выполненной работы по карте успеха.
IV. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)
-Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Баба-яга и Заморышек » к какому виду относится?
-Особенность волшебной сказки — это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).
-И, конечно же, герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.
-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.
-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яге, о Иванушке (см. заморыш)
-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?
-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.
-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.
VI. Обобщение учителя.
- Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание. Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.
- Отметим активных плюсами на карте успеха.
V. Рефлексия.
- Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
Приложение № 1
Волшебная сказка «Баба-яга и Заморышек»
Уровень « З»
1. Подчеркните главных героев сказки «Баба-яга и Заморышек»
2. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…)
3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).
Уровень «4»
1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.
Роли
|
Персонажи
|
Вредитель
|
|
Даритель
|
|
Помощники
|
|
Царевна
|
|
Отравитель
|
|
Герой
|
|
Ложные герои
|
|
2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.
Элементы
композиции
|
Мотив
|
Пример
|
Завязка
|
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
|
|
Развитие сюжета
|
Поиск потерянного или недостающего
|
|
Кульминация
|
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки
|
|
Развязка
|
Преодоление потери или недостачи
|
|
Уровень «5»
1. Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.
Приложение к заданиям
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
- положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
- отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
ВОПРОСЫ:
- Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?
- В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?
Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
ВОПРОСЫ:
- Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?
- Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?
- Почему вход со стороны леса?
Приложение № 2
КАРТА УСПЕХА
№
|
имя
|
суждения по статьям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
кол-во «+» за устные ответы
|
оценка за выводы на уроке
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На мой взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ...
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Баба-яга и Заморышек
Жил-был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед.
- Я знаю, — говорит, — что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку; что будет, сам увидишь!
Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошел все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.
Прошло две недели, смотрит старик, смотрит и старуха, — а из тех яичек народились мальчики; сорок крепких, здоровеньких, а один не удался — хил да слаб! Стал старик давать мальчикам имена; всем дал, а последнему недостало имени.
- Ну, — говорит, — будь же ты Заморышек!
Растут у старика со старухою детки, растут не по дням, а по часам; выросли и стали работать, отцу с матерью помогать: сорок молодцев в поле возятся, а Заморышек дома управляется. Пришло время сенокосное; братья траву косили, стога ставили, поработали с неделю и вернулись на деревню; поели, что бог послал, и легли спать. Старик смотрит и говорит:
- Молодо-зелено! Едят много, спят крепко, а дела, поди, ничего не сделали!
- А ты прежде посмотри, батюшка! — отзывается Заморышек. Старик снарядился и поехал в луга; глянул — сорок стогов сметано.
- Ай да молодцы ребята! Сколько за одну неделю накосили и в стога сметали.
На другой день старик опять собрался в луга, захотелось на свое добро полюбоваться; приехал — а одного стога как не бывало! Воротился домой и говорит:
- Ах, детки! Ведь один стог-то пропал.
- Ничего, батюшка! — отвечает Заморышек. — Мы этого вора поймаем; дай-ка мне сто рублев, а уж я дело сделаю. Взял у отца сто рублев и пошел к кузнецу:
- Можешь ли сковать мне такую цепь, чтоб хватило с ног до головы обвить человека?
- Отчего не сковать!
- Смотри же, делай покрепче; коли цепь выдержит — сто рублев плачу, а коли лопнет — пропал твой труд!
Кузнец сковал железную цепь; Заморышек обвил ее вокруг себя, потянул — она и лопнула. Кузнец вдвое крепче сделал; ну, та годилась. Заморышек взял эту цепь, заплатил сто рублев и пошел сено караулить; сел под стог и дожидается.
Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено. Заморышек подскочил, обротал ее железной цепью и сел верхом. Стала его кобылица мыкать, по долам, по горам носить; нет, не в силах седока сбить! Остановилась она и говорит ему:
- Ну, добрый молодец, когда сумел ты усидеть на мне, то возьми — владей моими жеребятами.
Подбежала кобылица к синю морю и громко заржала; тут сине море всколыхалося, и вышли на берег сорок один жеребец; конь коня лучше! Весь свет изойди, нигде таких не найдешь!
Утром слышит старик на дворе ржанье, топот; что такое? а это его сынок Заморышек целый табун пригнал.
- Здорово, — говорит, — братцы! Теперь у всех у нас по коню есть; поедемте невест себе искать.
- Поедем!
Отец с матерью благословили их, и поехали братья в путь-дорогу далекую.
Долго они ездили по белому свету, да где столько невест найти? Порознь жениться не хочется, чтоб никому обидно не было; а какая мать похвалится, что у ней как раз сорок одна дочь народилась?
Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор. Встречает их баба-яга:
- Ах вы, незваные-непрошеные! Как вы смели лошадей без спросу привязывать?
- Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай.
Баба-яга накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать:
- Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела пытаете?
- Дела пытаем, бабушка!
- Чего ж вам надобно?
- Да невест ищем.
- У меня есть дочери, — говорит баба-яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу.
Тут они сосватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять. Вечером пошел Заморышек на своего коня посмотреть. Увидел его добрый конь и промолвил человеческим голосом:
- Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!
Заморышек сказал это братьям; нарядили они молодых жен в свои платья, а сами оделись в женины и легли спать. Все заснули, только Заморышек глаз не смыкает. В самую полночь закричала баба-яга зычным голосом:
- Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. Прибежали слуги верные и отрубили буйны головы дочерям бабы-яги. Заморышек разбудил своих братьев и рассказал все, что было; взяли они отрубленные головы, воткнули 'на железные спицы кругом стены, потом оседлали коней и поехали наскоро.
Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко — кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга — и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою — и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону — мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.
Голохвастова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Рябининская СОШ»