О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » Волшебная сказка. «Баба-яга и Заморышек» » Волшебная сказка. «Баба-яга и Заморышек»


УМК «Литература» Г. С. Меркин

Цели урока:

образовательные:

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, младшего сына в русском фольклоре,   композиционные и языковые особенности сказки;

развивающие:
развивать исследовательские навыки учащихся, умение выделять в сообщении главное, коммуникативных умений

воспитательные:

воспитывать  нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.

Оборудование: репродукции картин И.Я. Билибина; разноуровневые вопросы; дидактический материал

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

 

Проект  уроков (1 часа)

 

№п/п

Этапы урока

Вид деятельности

Время

 1.

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

2 мин

2.

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

1 мин

 3.

Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых заданий   (Приложение № 1)

20 мин

 4.

Мини-семинар

Выступления по проблемным вопросам

20 мин

 5.

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

1 мин

 

 

ХОД УРОКА

 

I. Слово учителя.

- Сегодня мы с вами вспомним сказку. Сказка  «Баба-яга и Заморышек» перед вами,   но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Посмотрите на задания. Какие задачи поставим перед собой?  (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.

- Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 20 минут   обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.

- Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4»,   «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)

 - А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.

 

II. Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)

 

III. Слово учителя. Оценка выполненной работы по карте успеха.

 

IV. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)

-Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Баба-яга и Заморышек » к какому виду относится?

-Особенность волшебной сказки — это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).

-И, конечно же,  герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.

-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яге, о Иванушке (см. заморыш)

-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.  

 

VI. Обобщение учителя.

   

- Итак, подведем итоги нашей работы.  Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание. Суждения учащихся о достигнутых результатах  по карте успеха.

- Отметим активных плюсами на карте успеха.

 

V. Рефлексия.

 

- Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).

 

Приложение № 1

 

Волшебная сказка «Баба-яга и Заморышек»

 

Уровень « З»

 

1. Подчеркните   главных героев  сказки «Баба-яга и Заморышек»

2.  Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…)

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

 

Уровень «4»

 

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи  сказки.  

 

Роли

Персонажи

Вредитель

 

Даритель

 

Помощники

 

Царевна

 

Отравитель

 

Герой

 

Ложные герои

 

 

2.  Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

 

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

 

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

 

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

 

Развязка

Преодоление потери или недостачи

 

 

Уровень «5»

 

 1. Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.  Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

  • положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

ВОПРОСЫ:

- Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

- В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?

Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта. 

       Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

 

ВОПРОСЫ:

- Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

- Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

- Почему вход со стороны леса?


Приложение № 2

КАРТА  УСПЕХА 

имя

 

суждения  по статьям

1

2

3

4

5

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

НАЧНИ ФРАЗУ

 

Я ДУМАЮ…                                                                      В ОТЛИЧИИ ОТ…   

                         

Я СЧИТАЮ…                                                            ПО СРАВНЕНИЮ С…                      

 

На мой взгляд…                                                           Мне пришло на ум…

 

Мне кажется…                                                             Читая …

 

 А я прочитал иначе…                                                 Хочу возразить…

 

Не согласен…                                                               Меня поразило…

 

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…

 

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

 

МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА   В ..

 

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Баба-яга и Заморышек

Жил-был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед.

- Я знаю, — говорит, — что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку; что будет, сам увидишь!

Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошел все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.

Прошло две недели, смотрит старик, смотрит и старуха, — а из тех яичек народились мальчики; сорок крепких, здоровеньких, а один не удался — хил да слаб! Стал старик давать мальчикам имена; всем дал, а последнему недостало имени.

- Ну, — говорит, — будь же ты Заморышек!

Растут у старика со старухою детки, растут не по дням, а по часам; выросли и стали работать, отцу с матерью помогать: сорок молодцев в поле возятся, а Заморышек дома управляется. Пришло время сенокосное; братья траву косили, стога ставили, поработали с неделю и вернулись на деревню; поели, что бог послал, и легли спать. Старик смотрит и говорит:

- Молодо-зелено! Едят много, спят крепко, а дела, поди, ничего не сделали!

- А ты прежде посмотри, батюшка! — отзывается Заморышек. Старик снарядился и поехал в луга; глянул — сорок стогов сметано.

- Ай да молодцы ребята! Сколько за одну неделю накосили и в стога сметали.

На другой день старик опять собрался в луга, захотелось на свое добро полюбоваться; приехал — а одного стога как не бывало! Воротился домой и говорит:

- Ах, детки! Ведь один стог-то пропал.

- Ничего, батюшка! — отвечает Заморышек. — Мы этого вора поймаем; дай-ка мне сто рублев, а уж я дело сделаю. Взял у отца сто рублев и пошел к кузнецу:

- Можешь ли сковать мне такую цепь, чтоб хватило с ног до головы обвить человека?

- Отчего не сковать!

- Смотри же, делай покрепче; коли цепь выдержит — сто рублев плачу, а коли лопнет — пропал твой труд!

Кузнец сковал железную цепь; Заморышек обвил ее вокруг себя, потянул — она и лопнула. Кузнец вдвое крепче сделал; ну, та годилась. Заморышек взял эту цепь, заплатил сто рублев и пошел сено караулить; сел под стог и дожидается.

Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено. Заморышек подскочил, обротал ее железной цепью и сел верхом. Стала его кобылица мыкать, по долам, по горам носить; нет, не в силах седока сбить! Остановилась она и говорит ему:

- Ну, добрый молодец, когда сумел ты усидеть на мне, то возьми — владей моими жеребятами.

Подбежала кобылица к синю морю и громко заржала; тут сине море всколыхалося, и вышли на берег сорок один жеребец; конь коня лучше! Весь свет изойди, нигде таких не найдешь!

Утром слышит старик на дворе ржанье, топот; что такое? а это его сынок Заморышек целый табун пригнал.

- Здорово, — говорит, — братцы! Теперь у всех у нас по коню есть; поедемте невест себе искать.

- Поедем!

Отец с матерью благословили их, и поехали братья в путь-дорогу далекую.

Долго они ездили по белому свету, да где столько невест найти? Порознь жениться не хочется, чтоб никому обидно не было; а какая мать похвалится, что у ней как раз сорок одна дочь народилась?

Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор. Встречает их баба-яга:

- Ах вы, незваные-непрошеные! Как вы смели лошадей без спросу привязывать?

- Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай.

Баба-яга накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать:

- Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела пытаете?

- Дела пытаем, бабушка!

- Чего ж вам надобно?

- Да невест ищем.

- У меня есть дочери, — говорит баба-яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу.

Тут они сосватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять. Вечером пошел Заморышек на своего коня посмотреть. Увидел его добрый конь и промолвил человеческим голосом:

- Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!

Заморышек сказал это братьям; нарядили они молодых жен в свои платья, а сами оделись в женины и легли спать. Все заснули, только Заморышек глаз не смыкает. В самую полночь закричала баба-яга зычным голосом:

- Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. Прибежали слуги верные и отрубили буйны головы дочерям бабы-яги. Заморышек разбудил своих братьев и рассказал все, что было; взяли они отрубленные головы, воткнули 'на железные спицы кругом стены, потом оседлали коней и поехали наскоро.

Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко — кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга — и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою — и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону — мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.

Голохвастова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Рябининская СОШ»

Другие новости по теме: