«Школа 2100», Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Цели: проверка умения читать текст про себя, понимать прочитанное на разных уровнях осознанности.
Оборудование: текст сказки «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки», карточки с разноуровневыми вопросами:
1 уровень — умение усваивать информацию в тексте.
2 уровень — умение определять смысл подтекста и высказывать свое мнение.
3 уровень — творческие задания.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1.
|
Организационный момент, Целеполагание.
|
3 мин.
|
Знакомит с темой урока и целью.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить на уроке.
|
2.
|
Чтение сказки. Работа с разноуровневыми вопросами к тексту.
|
17 мин.
|
Контролирует чтение детьми сказки.
Дает задание, контролирует осознанность прочитанного текста.
|
Читают несколько раз сказку.
Самостоятельно работают с текстом, отвечают на вопросы.
|
3.
|
Семинар.
|
18 мин.
|
Слушает ответы детей.
|
Отвечают на последний вопрос (творческий)
|
4.
|
Подведение итогов
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу.
|
Сравнивают результаты таблицы с предполагаемыми результатами.
|
5.
|
Индивидуальное задание.
|
1 мин.
|
Поясняет задание.
|
По желанию забирают задание
|
- Ребята, я знаю, что вы все очень любите играть. Сегодня мы познакомимся со сказкой- игрой. Прежде чем вы приступите к увлекательному чтению, решите, какую оценку вы хотели бы получить за урок.
- Чтобы получить «3» необходимо выполнить уровень А, «4» — уровень В, и, наконец , чтобы получить «5» необходимо выполнить творческое задание уровня С. Успехов вам, мои юные друзья!
- Откройте учебники на стр. 141.
- Прочитайте заголовок и фамилию автора.
- Как вы думаете, есть ли такие дедушки, которые не умеют рассказывать сказки?
- О чем говорит вам имя Джанни Родари?
- С какими произведениями мы уже познакомились? («Приключения Чиполлино», Солнце и туча», «Как Алиса в море побывала»)
- Откуда родом автор данных произведений? ( Из Италии).
- Как вы думаете какое произведение мы будем читать веселое или грустное?
Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
Уровень «А»:
- Что нового вы узнали из автобиографии о Д. Родари?
«Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько лет учился играть на скрипке. Но с 1943 года больше не прикасаюсь к ней. Скрипка так и лежит у меня с тех пор…
Мне хотелось бы еще быть художником. Правда, в школе у меня всегда были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом я всегда очень любил. К сожалению, в школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову. Словом, как все ребята, я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.
Однако, сам того не подозревая, я долго готовился к своей писательской деятельности. Например, я стал школьным учителем. Не думаю, что я был очень хорошим учителем: я был слишком молод, и мои мысли витали очень далеко от школьных парт. Возможно, я был веселым учителем. Я рассказывал ребятам разные смешные истории — истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись. Это уже кое-что значило… Так или иначе, я должен рассказать вам об этой книге. Я надеюсь, что она будет веселой, как игрушка.
Кстати, вот еще одно занятие, которому я хотел бы себя посвятить: делать игрушки. Мне всегда хотелось, чтобы игрушки были неожиданными, с выдумкой, чтобы они годились каждому. Такие игрушки долго живут и никогда не надоедают. Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов.
Игрушки, по-моему, так же важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же. И эта — тоже. Она должна помочь родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с нею можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Я доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушает мои истории. Еще больше радуюсь я, когда эта история вызывает у него желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали».
1. Прочитайте сказку. Сколько в ней героев? В форме чего она построена? (диалог)
2. Были ли в сказке Шарля Перро «Красная Шапочка» жираф, кенгуру, трамвай?
Для чего появились эти персонажи?
Уровень «Б»:
- Вспомните сюжет сказки Ш. Перро и подумайте, что изменил в своей сказке Д.Родари? Найдите в тексте перевертыши ( Такого не может быть!)
- Что значит в сказке многоточие? Как надо читать такие реплики? ( Дедушка хочет продолжить рассказ, а внучка его перебивает)
Уровень «С»:
- Почему у дедушки получилась такая веселая сказка? ( У него замечательное чувство юмора. Он не хочет, чтобы внучка мешала ему читать газету ).
- Придумайте свои варианты сказки (новые герои, повороты сюжета ( измените события), финал (новое окончание сказки).
Итог урока:
- Бывают ли дедушки, которые не умеют рассказывать сказки?
- Зачем Д. Родари изменил ход сказки? (Поднять настроение, развеселить читателей, заставить фантазировать, размышлять, побывать в волшебной стране Вообразилии).
- Прокомментируйте слова Д. Родари: «В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее — и это детям куда забавнее — через форточку» .
Домашнее задание: 1. Фантастические гипотезы. ( «Что было бы если…), например: Если бы внезапно исчезло солнце.
2. Придумать страну, в которой живут люди, сделанные из определенного материала (Мыльная страна, Бумажная страна).
3. Салат из сказок. Соединить персонажи и придумать их совместные приключения, например, Чиполлино, Айболит, Чебурашка, Питер Пен)
4. Сказки-наизнанку. Характеры, свойства героев известной сказки меняются на противоположные. (Добрый Волк, которого замучили три поросенка; Колобок, который съел всех на своем пути, кроме Лисы)
5. Кто сильнее изменит сказку, но при этом, чтобы ребята смогли ее узнать.
6. Инсценировать сказку (выучить слова, приготовить детали костюма, декорации).
Искандарова Елена Александровна
МБОУ Лицей № 68
alenka0055@mail.ru