Цели:
- знакомство с творческой биографией Л.Н.Андреева;
- выявление нравственной проблемы в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче»
- роль эпизода, художественная детали, антитезы в раскрытии идеи рассказа
- развитие навыка самостоятельной работы, обогащение лексики;
- повышение мотивации к обучению через различные виды самостоятельной работы; формирование аккуратности в работе, самодисциплины и умения объективно оценивать свои возможности и результаты;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку.
Проект уроков (2 часа)
№п/п
|
Этапы урока
|
Вид деятельности
|
Время
|
1.
|
Организационный момент
|
Сообщение учителя о целях и задачах урока
|
2 мин
|
2.
|
Творческая биография Л.Н.Андреева
|
Учащиеся читают статьи в учебнике (1 вариант –стр.15-16 в.1,2;
2 вариант — стр 17-18 в. на стр. 19.) Отвечают на ряд вопросов, предложенных учителем.
|
7 мин
|
3.
|
Инструктаж перед самостоятельной работой
|
Знакомство со словарем литературоведческих терминов
Знакомство с заданиями Приложение №1
|
3 мин
|
4.
|
Самостоятельная работа
|
Чтение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» с одновременным выполнением заданий (Приложение № 1)
|
40 мин
|
5.
|
Оценка выполненной работы
|
Подведение итогов работы учащихся на уроке
|
5 мин
|
6
|
Семинар
|
Выступления по проблемным вопросам
|
28 мин
|
7
|
Подведение итогов работы
|
Суждения учащихся о достигнутых результатах
|
5
|
Ход урока 1. Организационный момент
Сообщение цели и задач урока
Сегодня на уроке мы знакомимся еще с одним знаменитым писателем ХХ века Леонидом Николаевичем Андреевым. В течение двух часов мы должны узнать как творил писатель, прочитать его рассказ «Петька на даче» и понять, почему его современники говорили, что в его произведениях чувствуется «боль за человека». Первый урок в основном вы будете работать самостоятельно. Далее самостоятельно читаем рассказ «Петька на даче», выполняя задания №1. Кто справится с тестом, переходит к заданиям №2. Второй урок мы работаем совместно.
Для того. чтобы получить на уроке самую высокую оценку, вы должны выполнить три уровня заданий и обязательно выступать используя полные ответы.
На полях тетради поставьте оценку, которую вы хотели бы заработать на уроке.
Все свои результаты вы будете фиксировать в карте успеха. Если задание выполнено без замечаний, ставите красный 5, с небольшими неточностями — 4, если допустили много ошибок, ставите 3.
2. Работа со статьями по вариантам. Прочитайте статьи в учебнике (1 вариант –стр.15-16 в.1,2; 2 вариант — стр 17-18 в. на стр. 19.).
3. Самостоятельная работа Чтение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» с одновременным выполнением заданий (Задания № 1) .
4. Оценка выполненной работы. Подведение итогов работы учащихся на 1 уроке.
5. Семинар. Выступления по проблемным вопросам. (Задания № 2) .
6. Подведение итогов работы. Суждения учащихся о достигнутых результатах
КАРТА УСПЕХА
№
|
имя
|
суждения по статьям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
кол-во «+» за устные ответы
|
оценка за выводы на уроке
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Надежда, которая не угаснет»
(по рассказу Л.Н.Андреева «Петька на даче»)
Задания для самостоятельной работы на 1 уроке (задания №1)
- Прочитайте рассказа Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
- Во время чтения карандашом подчеркивайте
- слова, характеризующие главного героя
- слова, передающие настроение рассказа
- обведите карандашом имена действующих лиц и места событий
3. После чтения последовательно пронумеруйте эпизоды рассказа.
4. В тексте, где встретились непонятные слова или события поставьте знак вопроса
5.Используя краткий словарь литературоведческих терминов найдите определения следующим терминам: идея, герой, фабула, завязку, кульминацию, развязку, эпизод, финал, антитеза.
Вопросы для работы на 2 уроке (задания №2)
- Какое настроение возникло у вас при чтении первой фразы?
- Какая картина возникла в вашем воображении? Как вы думает, почему это произошло? Подберите синонимы к ключевым словам и словосочетаниям:
грязный — …
крикнуть отрывисто — …
- Изменилось ли настроение после чтения следующей фразы? Какая лексика способствовала этому? А когда вы почувствовали смену настроения?
- Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку (элементы фабулы). С какими событиями связан каждый из этих элементов фабулы?
- Как можно охарактеризовать условия жизни Петьки в парикмахерской? Какая фраза главная в раскрытии характера героя?
- Кто окружает Петьку в городе? Какой цвет использует автор? Какие чувства людей перечислены?
- Запишите в столбик слова, которыми можно охарактеризовать жизнь Петьки в городе — это будет наш первый микровывод.
- Проследите, имеется ли во второй части (жизнь на даче) фрагмент, при создании которого писатель использует цвет. Какова его роль?
- Почему Л.Н.Андреев при описании мальчика использует несколько раз слово дикарь?
- Герой переменился… «Петька вступил в полное соглашение с природой». Как вы поняли эту фразу? К слову соглашение подберите синонимы и антонимы.
- Как изменился Петька на даче? Какие детали особенно ярко подчеркивают эти изменения? Запишите эти ключевые слова во второй столбик — это будет наш второй микровывод.
- Какие детали передают состояние мальчика, которого возвращают в город? Найдите слово, передающее это состояние.
- Каким стал уже в поезде Петька? Почему?
- Прием контраста (противопоставления или антитезы) заставляет читателя рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее. Приведите примеры из рассказа антитезы. Запишите примеры.
- Сформулируйте основную мысль рассказа «Петька на даче» и запишите ее.
- Как вы думаете, каков смысл последней фразы рассказа? Как она помогает понять основную мысль рассказа?
- стр. 30. вопрос 6. Соотнесите с темой нашего урока.
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На мой взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
СТАЛО НЕ ПО СЕБЕ.. ЧИТАТЬ ГРУСТНО …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ...
МАСТЕРСТВО НИКОЛАЯ ЛЕОНИДОВИЧА АНДРЕЕВА В ..
МОУ «Рябининская СОШ», Голохвастова Марина Анатольевна