О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » Л. Н. Андреев. «Петька на даче» » Надежда, которая не угаснет


Цели:

  • знакомство с  творческой биографией   Л.Н.Андреева;
  • выявление нравственной проблемы в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче»
  • роль эпизода, художественная детали, антитезы  в раскрытии идеи рассказа
  • развитие навыка самостоятельной работы, обогащение  лексики;
  • повышение мотивации к обучению через различные виды самостоятельной работы; формирование аккуратности в работе, самодисциплины и умения объективно оценивать свои возможности и результаты;
  • воспитание чувства ответственности за  результаты своего труда;
  • воспитание  внимательного отношения к слову, любви к родному языку.

  Проект  уроков (2 часа)

 

№п/п

Этапы урока

Вид деятельности

Время

 1.

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

2 мин

 2.

Творческая биография Л.Н.Андреева

Учащиеся читают статьи в учебнике (1 вариант –стр.15-16 в.1,2;

2 вариант — стр 17-18  в. на стр. 19.) Отвечают на ряд вопросов, предложенных учителем.

 7 мин

 3.

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство со словарем литературоведческих терминов

Знакомство с заданиями    Приложение №1

3 мин

 4.

Самостоятельная работа

Чтение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» с одновременным выполнением заданий   (Приложение № 1)

40 мин

 5.

Оценка выполненной работы

Подведение итогов работы учащихся на уроке

5 мин

6

Семинар

Выступления по проблемным вопросам

 28 мин

7

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

5

 

                                                                  Ход урока                                                                             1. Организационный момент

Сообщение цели и задач урока

     Сегодня на уроке  мы знакомимся еще с одним знаменитым писателем ХХ века Леонидом Николаевичем Андреевым. В течение двух часов мы должны узнать как творил писатель, прочитать его рассказ «Петька на даче» и понять, почему   его современники  говорили, что в его произведениях чувствуется «боль за человека». Первый урок  в основном вы будете работать самостоятельно. Далее самостоятельно читаем рассказ «Петька на даче», выполняя задания №1. Кто справится с  тестом, переходит к заданиям №2. Второй урок мы работаем совместно.

    Для того. чтобы получить  на уроке самую высокую оценку, вы  должны   выполнить  три уровня заданий и обязательно выступать используя полные ответы.

На полях тетради поставьте  оценку, которую вы хотели бы заработать на уроке.

Все свои результаты вы будете фиксировать в карте успеха. Если задание выполнено без     замечаний, ставите красный 5, с небольшими  неточностями — 4,  если допустили много ошибок, ставите 3.

2. Работа  со статьями по вариантам.     Прочитайте статьи в учебнике (1 вариант –стр.15-16 в.1,2; 2 вариант — стр 17-18  в. на стр. 19.).

3. Самостоятельная работа  Чтение рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» с одновременным выполнением заданий   (Задания № 1) .

4. Оценка выполненной работы. Подведение итогов работы учащихся на 1 уроке.

5. Семинар. Выступления по проблемным вопросам. (Задания № 2) .

6. Подведение итогов работы. Суждения учащихся о достигнутых результатах

 

  КАРТА  УСПЕХА 

имя

 

суждения  по статьям

1

2

3

4

5

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Надежда, которая не угаснет»

(по рассказу Л.Н.Андреева «Петька на даче»)

 

Задания для самостоятельной работы на 1 уроке (задания №1)

 

  1. Прочитайте рассказа Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
  2. Во время чтения карандашом подчеркивайте

- слова, характеризующие главного героя

- слова, передающие настроение рассказа

- обведите карандашом имена действующих лиц и места событий

3. После чтения последовательно пронумеруйте эпизоды рассказа.

4. В тексте, где встретились непонятные слова или события поставьте знак вопроса

5.Используя краткий словарь литературоведческих терминов найдите определения следующим терминам: идея, герой, фабула, завязку, кульминацию, развязку, эпизод, финал, антитеза.   

 

Вопросы для работы на 2 уроке  (задания №2)

  1. Какое настроение возникло у вас при чтении первой фразы?
  2. Какая картина возникла в вашем воображении? Как вы думает, почему это произошло? Подберите синонимы к ключевым словам и словосочетаниям:

грязный — …

крикнуть отрывисто — …

  1. Изменилось ли настроение после чтения следующей фразы? Какая лексика  способствовала этому? А когда вы почувствовали смену настроения?
  2. Найдите в рассказе  завязку, кульминацию, развязку (элементы фабулы). С какими событиями связан каждый из этих элементов фабулы?
  3. Как можно охарактеризовать условия жизни Петьки в парикмахерской? Какая фраза главная в раскрытии характера героя?
  4. Кто окружает Петьку в городе? Какой цвет использует автор? Какие чувства людей перечислены?
  5.  Запишите в столбик  слова, которыми можно охарактеризовать жизнь Петьки в городе — это будет наш первый микровывод.
  6. Проследите, имеется ли во второй части (жизнь на даче) фрагмент, при создании которого писатель использует цвет. Какова его роль?
  7. Почему Л.Н.Андреев при описании мальчика использует несколько раз слово дикарь?
  8. Герой переменился… «Петька вступил в полное соглашение с природой». Как вы поняли эту фразу? К слову соглашение подберите синонимы и антонимы.
  9. Как изменился Петька на даче? Какие детали особенно ярко подчеркивают эти изменения? Запишите эти ключевые слова во  второй столбик — это будет наш второй микровывод.
  10. Какие детали передают состояние мальчика, которого возвращают в город? Найдите слово, передающее это состояние.
  11. Каким стал уже в поезде Петька? Почему?
  12. Прием контраста (противопоставления или антитезы) заставляет читателя рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее. Приведите примеры из рассказа антитезы. Запишите примеры.
  13. Сформулируйте основную мысль рассказа «Петька на даче» и запишите ее.
  14. Как вы думаете, каков смысл последней фразы рассказа? Как она помогает понять основную мысль рассказа?
  15. стр. 30. вопрос 6.  Соотнесите с темой нашего урока.

НАЧНИ ФРАЗУ

 

Я ДУМАЮ…                                                              В ОТЛИЧИИ ОТ…   

                         

Я СЧИТАЮ…                                                            ПО СРАВНЕНИЮ С…                      

  

На мой взгляд…                                   Мне пришло на ум…

 

Мне кажется…                                     Читая …

 

 СТАЛО НЕ ПО СЕБЕ..                                           ЧИТАТЬ ГРУСТНО …

 

А я прочитал иначе…                         Хочу возразить…

 

Не согласен…                                       Меня поразило…

 

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…                                                         

 

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

 

МАСТЕРСТВО НИКОЛАЯ ЛЕОНИДОВИЧА АНДРЕЕВА В ..

 

 

МОУ «Рябининская СОШ», Голохвастова Марина Анатольевна

 

Другие новости по теме: