Л.А. Ефросинина . Литературное чтение. «Начальная школа 21 века» ( под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Цели урока:
развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
обогащать внутренний мир детей;
воспитывать любовь к природе.
Проект урока
№ п/п
|
Вид работы
|
Время
мин
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Оргмомент.
|
1 мин
|
Объявление темы
|
Определяют цель
|
2
|
Актуализация знаний
|
5 мин.
|
Работа на листах
|
Работают в тетради.
|
3
|
Самостоятельная работа по карточкам.
|
20 мин.
|
Помогает и проверяет выполнение работы.
|
Работают по карточкам.
|
4
|
Проверка усвоения.
|
15 мин.
|
Проверяет ответы
|
Отвечают на вопросы самостоятельной работы
|
5
|
Подведение итогов работы.
|
4мин.
|
Работа по вопросам учителя.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
|
Ход урока.
1. Оргмомент.
Скороговорка.
С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
- Вы догадались, почему начали урок именно с этой скороговорки? («Перепелка» называется рассказ И.Тургенева.)
- Понравился рассказ? Кого он взволновал ? ( вопрос обращён к консультантам)
Мы продолжим работу над этим произведением, а консультанты будут помогать учителю проверять выполненные задания у учеников нашего класса.
Цели урока: определить основную мысль этого рассказа, познакомиться с новыми литературными терминами, развивать связную речь путём составления полных ответов на вопросы.
2. Актуализация знаний по рассказу «Лес и степь» ( записи производят на листах)
- Где родился писатель?(недалеко от Орла, в Спасском-Лутовинове)
- О каком времени суток говорится в отрывке?
А).« .. свет так и хлынет потоком, свежо, весело! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковкой…» ( утро)
Б) «Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар….»( вечер)
В) « Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.»( день)
Г) « ….за двадцать шагов уже ничего не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет..» ( ночь)
3. Словарная работа
Перепел ( показ слайда, картины)- самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Основная пища перепелов — семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу.
Дрофа(драхва)- крупная степная птица.
- Объяснение другим непонятным словам вы встретите в учебнике после текста на стр 101
4. Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева « Перепёлка»
- Ответы на вопросы находите в тексте и подчёркиваете карандашом
Задания на отметку «3»
1 задание
От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика?
Сколько лет мальчику?
На кого охотился отец?.
Во сколько лет отец позволит стрелять мальчику?
Какие предметы брал с собой мальчик на охоту?
2 задание
Какое самое большое удовольствие было для мальчика?
Какая птица «и близко человека не подпускает к себе»?
В какой день отправились мальчик с отцом на охоту?
Почему перепёлка летела странно?
Для чего мальчик попросил мёртвую перепёлку у отца?
Задания на отметку «4»
3 задание
После этой истории к чему пропала страсть у мальчика?
Назовите действующих лиц этого рассказа ( героев)
Почему рассказ называется «Перепёлка»?
Этот случай изменил что-то в мальчике?
4 задание
Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?
Найдите слова –глаголы, которые описывают как спасала перепёлка своих птенцов
Дайте характеристику перепёлке
Какое чувство заставляло перепёлку так поступить?
Задания на отметку «5»
5 задание
Разделите рассказ на три части . Озаглавьте . 1………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………………..
Определите главную мысль рассказа…………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….
Какие качества в человеке помогает воспитывать этот рассказ?..........................................................
- Проверка самостоятельной работы
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
МАОУ «Чердынская СОШ», г. Чердынь
Худеева Светлана Валентиновна
Khude-svetlana@yandex.ru