О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » Баллада М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» » Баллада М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема природы и человека


Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока
: урок — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: создание условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив основной мотив творчества Лермонтова — стремление к гармонии во всём, в том числе между человеком и природой.

Задачи урока:
Образовательн
ый аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады. 

Развивающий аспект:
развивать речь учащихся, умение сформулировать свою мысль, выразить своё впечатление от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах — вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, у каждого ученика — текст стихотворения, разноуровневые вопросы, дидактический материал.

Проект урока

Этапы урока

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Время

Организационный момент
Инструктаж перед самостоятельной работой

Сообщение учителя о целях и задачах урока

Слушание

Знакомство с разноуровневыми заданиями

2 мин

 

1 мин

Презентация.
Слушание текста

Сообщение учителя
Звукозапись

Слушание

5 мин

Самостоятельная работа

Помощь в выполнении разноуровневых заданий

Выполнение разноуровневых заданий

25 мин

Мини-семинар

Работа по обобщению изученного (презентация )

Выступления по проблемным вопросам

10 мин

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

 

2 мин

ХОД УРОКА

  1. Повторение пройденного.

Чей портрет изображён перед вами?
Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта — свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.

  1. Сообщение темы урока.

Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Лермонтова. Называется оно «Три пальмы».
Это произведение имеет подзаголовок «восточное сказание». Как вы думаете почему? Что такое сказание? Какие синонимы мы можем подобрать к слову «сказание»? (легенда, предание)
- Вспомните, как называется такой жанр стихотворений на легендарную или сказочную тему? (баллада)
- К какому же жанру мы отнесём стихотворение Лермонтова «Три пальмы»? Что такое баллада? (баллада).

3. Подготовка к восприятию (звучит восточная мелодия).

Презентация.

4 СЛАЙД

Перенесёмся мысленно на Аравийскую землю (карта). Где это? (пустыня на Аравийском полуострове, на юге материка Евразия).
- Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 5 СЛАЙД
- Какой народ проживает в этих местах? (арабы) 6 СЛАЙД
- Как по-арабски будет всадник? (фарис)
- Как здесь передвигаются люди? 7 СЛАЙД
Караван — это группа вьючных животных (верблюдов, ослов, редко — лошадей), перевозящих грузы и людей главным образом в пустынных районах.
Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода. Как оно называется? (оазис) 8 СЛАЙД
Оазис — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
- Какие деревья там растут?
- Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
Вот в такое прекрасное место переносит нас Лермонтов в своей балладе «Три пальмы». 9 СЛАЙД

4. Чтение баллады (звукозапись)

5. Беседа после восприятия.
Что поразило вас в стихотворении?

II. Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями.

Уровень «3»
Карточка 1

Чтение стихотворения учащимися

  1. Работа со словарём

Задание: выписать в тетрадь определения изобразительных поэтических средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора. 

  1. Какой приём использует автор в балладе?

(Эпитеты, олицетворение) (Эпитет — одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.), олицетворение -поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т. п.; лит.).)

  1.  Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
  2. Почему пальмы называются гордыми? Кого можно назвать гордым? (Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство, надменный, высокомерный, кто ставит себя самого выше прочих, самолюбивый)

Карточка 2

  1. Какой видит автор остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
  2. Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья?
  3.  Почему стали роптать на Бога три пальмы? («На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»

Карточка 3

  1. Каково желание трёх пальм? Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать — таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника).
  2. Как вы считаете, действительно ли они не принесли никому пользы?
  3.  Какова роль олицетворения? (олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу, радовать взор своей красотой.)

Уровень «4»
Карточка 1

  1. А теперь посмотрим, как автор изображает караван? Почему Лермонтов так подробно описывает караван? Как можно назвать такое описание? (живописное) 
  2. Прочитайте, как отнеслись пальмы к гостям? (•«гордо кивая махровой главою») 
  3. Как повели себя люди? Как можно назвать такой поступок? 

Карточка 2

  1. Как вы понимаете выражение «питомцы столетий»? (пальмы росли несколько веков)
  2. Как вы думаете, кого называет Лермонтов «малые дети»? ( люди — малые дети, автор хотел подчеркнуть маленькое место человека в природе)
  3. Какой приём использует Лермонтов, рисуя картину гибели пальм? (метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, листья сравниваются с одеждой, стволы с телами.)

Карточка 3

  1. Что осталось от пальм?
  2. С чем сравнивает автор пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незаметный след)
  3.  Какую картину рисует перед нами поэт? (полное разорение, погибающий родник)

Уровень «5»
Карточка 1

  1. Какова же главная мысль этого произведения?
  2. Почему это стихотворение современно и сегодня?
  3.  Какие известные вам произведения поднимают тему «Человек природа?

111. Мини-семинар

  1. Что осталось от пальм?
  2. С чем сравнивает автор пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незаметный след)
  3. Сравните первую и последнюю строфу. Что противопоставляет поэт? (красота и благополучие оазиса до прихода людей — разорение, которое оставили после себя люди.)
  4. О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой

Обобщение учителя.
Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение — «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)
Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни — это и есть главный вопрос философии (посмотрим еще раз на тему урока).

Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно — это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни — это тоже философская тема…

IV. Подведем итоги. Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?
Короткая запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.
- Карта успеха (выставление оценок)
V. Домашнее задание.

  1.  Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.
  2.  Нарисовать рисунки к балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Скачать презентацию к уроку lermontov.zip [2.7 Mb]

Гарус Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Кушмангортская ООШ»
Valentina_garus@mail.ru

Другие новости по теме: