Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока: урок — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: создание условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив основной мотив творчества Лермонтова — стремление к гармонии во всём, в том числе между человеком и природой.
Задачи урока:
Образовательный аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады.
Развивающий аспект:
развивать речь учащихся, умение сформулировать свою мысль, выразить своё впечатление от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах — вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, у каждого ученика — текст стихотворения, разноуровневые вопросы, дидактический материал.
Проект урока
Этапы урока
|
Вид деятельности учителя
|
Вид деятельности ученика
|
Время
|
Организационный момент
Инструктаж перед самостоятельной работой
|
Сообщение учителя о целях и задачах урока
|
Слушание
Знакомство с разноуровневыми заданиями
|
2 мин
1 мин
|
Презентация.
Слушание текста
|
Сообщение учителя
Звукозапись
|
Слушание
|
5 мин
|
Самостоятельная работа
|
Помощь в выполнении разноуровневых заданий
|
Выполнение разноуровневых заданий
|
25 мин
|
Мини-семинар
|
Работа по обобщению изученного (презентация )
|
Выступления по проблемным вопросам
|
10 мин
|
Подведение итогов работы
|
Суждения учащихся о достигнутых результатах
|
|
2 мин
|
ХОД УРОКА
- Повторение пройденного.
Чей портрет изображён перед вами?
Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта — свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.
- Сообщение темы урока.
Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Лермонтова. Называется оно «Три пальмы».
Это произведение имеет подзаголовок «восточное сказание». Как вы думаете почему? Что такое сказание? Какие синонимы мы можем подобрать к слову «сказание»? (легенда, предание)
- Вспомните, как называется такой жанр стихотворений на легендарную или сказочную тему? (баллада)
- К какому же жанру мы отнесём стихотворение Лермонтова «Три пальмы»? Что такое баллада? (баллада).
3. Подготовка к восприятию (звучит восточная мелодия).
Презентация.
4 СЛАЙД
Перенесёмся мысленно на Аравийскую землю (карта). Где это? (пустыня на Аравийском полуострове, на юге материка Евразия).
- Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 5 СЛАЙД
- Какой народ проживает в этих местах? (арабы) 6 СЛАЙД
- Как по-арабски будет всадник? (фарис)
- Как здесь передвигаются люди? 7 СЛАЙД
Караван — это группа вьючных животных (верблюдов, ослов, редко — лошадей), перевозящих грузы и людей главным образом в пустынных районах.
Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода. Как оно называется? (оазис) 8 СЛАЙД
Оазис — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
- Какие деревья там растут?
- Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
Вот в такое прекрасное место переносит нас Лермонтов в своей балладе «Три пальмы». 9 СЛАЙД
4. Чтение баллады (звукозапись)
5. Беседа после восприятия.
Что поразило вас в стихотворении?
II. Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями.
Уровень «3»
Карточка 1
Чтение стихотворения учащимися
- Работа со словарём
Задание: выписать в тетрадь определения изобразительных поэтических средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
- Какой приём использует автор в балладе?
(Эпитеты, олицетворение) (Эпитет — одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.), олицетворение -поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т. п.; лит.).)
- Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
- Почему пальмы называются гордыми? Кого можно назвать гордым? (Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство, надменный, высокомерный, кто ставит себя самого выше прочих, самолюбивый)
Карточка 2
- Какой видит автор остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
- Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья?
- Почему стали роптать на Бога три пальмы? («На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»
Карточка 3
- Каково желание трёх пальм? Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать — таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника).
- Как вы считаете, действительно ли они не принесли никому пользы?
- Какова роль олицетворения? (олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу, радовать взор своей красотой.)
Уровень «4»
Карточка 1
- А теперь посмотрим, как автор изображает караван? Почему Лермонтов так подробно описывает караван? Как можно назвать такое описание? (живописное)
- Прочитайте, как отнеслись пальмы к гостям? (•«гордо кивая махровой главою»)
- Как повели себя люди? Как можно назвать такой поступок?
Карточка 2
- Как вы понимаете выражение «питомцы столетий»? (пальмы росли несколько веков)
- Как вы думаете, кого называет Лермонтов «малые дети»? ( люди — малые дети, автор хотел подчеркнуть маленькое место человека в природе)
- Какой приём использует Лермонтов, рисуя картину гибели пальм? (метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, листья сравниваются с одеждой, стволы с телами.)
Карточка 3
- Что осталось от пальм?
- С чем сравнивает автор пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незаметный след)
- Какую картину рисует перед нами поэт? (полное разорение, погибающий родник)
Уровень «5»
Карточка 1
- Какова же главная мысль этого произведения?
- Почему это стихотворение современно и сегодня?
- Какие известные вам произведения поднимают тему «Человек природа?
111. Мини-семинар
- Что осталось от пальм?
- С чем сравнивает автор пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незаметный след)
- Сравните первую и последнюю строфу. Что противопоставляет поэт? (красота и благополучие оазиса до прихода людей — разорение, которое оставили после себя люди.)
- О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой
Обобщение учителя.
Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение — «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)
Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни — это и есть главный вопрос философии (посмотрим еще раз на тему урока).
Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно — это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни — это тоже философская тема…
IV. Подведем итоги. Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?
Короткая запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.
- Карта успеха (выставление оценок)
V. Домашнее задание.
- Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.
- Нарисовать рисунки к балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Скачать презентацию к уроку lermontov.zip [2.7 Mb]
Гарус Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Кушмангортская ООШ»
Valentina_garus@mail.ru