Учебник: Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в двух частях под редакцией Г. И. Беленького. Москва. Мнемозина. 2010.
Целостный анализ стихотворения.
Цели и задачи:
Образовательные: воспринимать и осмысливать поэтический текст;
определять авторскую позицию;
пополнить словарный запас;
совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста;
сопоставлять поэтический текст с полотнами русских художников;
формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов, помогающих поэту создать образ Родины.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, уметь понимать поэтический текст.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания; тексты стихотворения «Русь» И. С. Никитина;
презентация к стихотворению И.С.Никитина «Русь»; картины известных художников: Левитана, Мясоедова, Пластова, Юона,Нестерова …
ПРОЕКТ УРОКА:
№ |
Этапы урока
|
Время
мин.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
|
1
|
Психологический настрой учащихся на учебный процесс
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку
|
2.
|
Вступительная беседа. Целеполагание.
|
4
|
Краткий диалог с учащимися. Подводит к теме урока, знакомит с целями и задачами.
Показывает кадры презентации, читает стихотворение С.И.Никитина « Русь»
|
Диалог с учителем.
Знакомятся с целями и задачами урока. Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.
|
3.
|
Самостоятельная работа.
|
25
|
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Консультирует учащихся.
Проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь.
|
Выполняют задания по карточкам.
Отмечают свои достижения на «карте успеха».
|
4.
|
Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.
|
13
|
Организует диалог с учащимися, помогает сделать выводы.
Показывает презентацию.
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся делать выводы, обобщать.
|
5.
|
Итоги урока
Рефлексия — синквейн.
|
1
|
Подводит итоги урока, анализирует « карту успеха», помогает в составлении синквейна.
|
Составляют синквейн, делают выводы,
оценивают свои собственные достижения.
|
6.
|
Домашнее задание
|
1
|
Дает задание. Заканчивает показ презентации.
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
|
Карточка с заданиями
На «3»:
1. Разделите стихотворение на части и озаглавьте каждую часть .
2. Как удается поэту описать бескрайние просторы Руси?
3. Подберите синонимы к слову Русь,
4. Какие строки стихотворения Никитина больше всего соответствуют представленным образам на картинах известных художников? Подберите цитаты.
На «4»:
1. В чем заключается идея стихотворения?
2. О каких победах Руси напоминает поэт в стихотворении?
3. С какой целью поэт использует анафору (единоначатие) и инверсию?
Приведите примеры.
4. Какое место в картине русской жизни, нарисованной поэтом, отводится русской природе?
5. Используя стихотворение, составьте синквейн к слову краса.
На «5»:
1. Проанализируйте синтаксис поэтической речи. Какие предложения использует автор и какую роль они играют?
2. По характеру стихосложения что напоминает это стихотворение? Почему звучит напевно, торжественно ?
3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт при описании Руси?
Приведите примеры.
4. Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал стихотвортение?
5. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Русь великая…», используя материал стихотворения Никитина.
Тема Родины в произведении И. С. Никитина «Русь»
Целостный анализ стихотворения.
1. Огрмомент. Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения и показ слайдов на тему: «Родина».
Как можно еще назвать Родину? (слайд)
Какие пословицы о Родине вы знаете? ( слайд)
2. Тема нашего урока: «Тема Родины в стихотворении И.С.Никитина «Русь». Целостный анализ произведения».
Целеполагание.
Наша задача: правильно воспринять и осмыслить поэтический текст; определить авторскую позицию; совершенствовать навыки анализа текста; сопоставить поэтический текст с работами известных художников и пополнить словарный запас.
Сегодня мы поработаем со стихотворением, которое И.С.Никитину принесло известность
Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после выхода стихотворения «Русь». Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, И.С.Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Нам предстоит разобраться в этом.
Чтение стихотворения учителем.
3. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Поставьте на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
4. Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.
- Почему же это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ)
- Есть ли в стихотворении рифма? ( Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении « Русь».
- Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?
( Былины воспевают богатырей — защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным.
Родина — не только степи, горы, луга и поля. Родина — это народ И о народе поэт рассказывает, используя приемы , присущие народной поэзии.)
- Какую роль в произведении выполняет инверсия? ( Необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет удерживать заданный ритм. Никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина.)
- Какие цитаты вы подобрали из стихотворения к полотнам художников?
5. Итоги урока. Рефлексия.
Синквейн.( слайд)
- Поднимите руки, кто прошел заданный уровень.
- Кто достиг своей цели? А кто поработал лучше?
- Очень хорошо. Сдайте тетради с выполненной работой. Все получите оценки после проверки работ.
- Посмотрим на «карту успеха»(выводы по уроку).
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Кто желает, провести полный анализ стихотворения.
Скачать презентацию к уроку rus.zip [8.15 Mb]
Стрик Галина Александровна
МАОУ « Чердынская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Спирина» Пермского края
cherdynsosh@mail.ru