О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 7 класс » «Минувшее проходит предо мною…» » Тема Родины в произведении И. С. Никитина « Русь»


Учебник: Литература.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в двух частях под редакцией Г. И. Беленького. Москва. Мнемозина. 2010.
Целостный анализ стихотворения.
Цели и задачи:
Образовательные:
воспринимать и осмысливать поэтический текст;
определять авторскую позицию;
пополнить словарный запас;
совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста;
сопоставлять поэтический текст с полотнами русских художников;
формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов, помогающих поэту создать образ Родины.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, уметь понимать поэтический текст.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания; тексты стихотворения «Русь» И. С. Никитина;
презентация к стихотворению И.С.Никитина «Русь»; картины известных художников: Левитана, Мясоедова, Пластова, Юона,Нестерова …

ПРОЕКТ УРОКА:

Этапы урока

Время
мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.

1

Психологический настрой учащихся на учебный процесс

Самоконтроль — проверка готовности к уроку

2.

Вступительная беседа. Целеполагание.

4

Краткий диалог с учащимися. Подводит к теме урока, знакомит с целями и задачами.
Показывает кадры презентации, читает стихотворение С.И.Никитина « Русь»

Диалог с учителем.
Знакомятся с целями и задачами урока. Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.

3.

Самостоятельная работа.

25

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Консультирует учащихся.
Проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задания по карточкам.
Отмечают свои достижения на «карте успеха».

4.

Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.

13

Организует диалог с учащимися, помогает сделать выводы.
Показывает презентацию.

Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся делать выводы, обобщать.

5.

Итоги урока
Рефлексия — синквейн.

1

Подводит итоги урока, анализирует « карту успеха», помогает в составлении синквейна.

Составляют синквейн, делают выводы,
оценивают свои собственные достижения.

6.

Домашнее задание

1

Дает задание. Заканчивает показ презентации.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Карточка с заданиями
На «3»:
1. Разделите стихотворение на части и озаглавьте каждую часть .
2. Как удается поэту описать бескрайние просторы Руси?
3. Подберите синонимы к слову Русь,
4. Какие строки стихотворения Никитина больше всего соответствуют представленным образам на картинах известных художников? Подберите цитаты.

На «4»:
1. В чем заключается идея стихотворения?
2. О каких победах Руси напоминает поэт в стихотворении?
3. С какой целью поэт использует анафору (единоначатие) и инверсию?
Приведите примеры.
4. Какое место в картине русской жизни, нарисованной поэтом, отводится русской природе?
5. Используя стихотворение, составьте синквейн к слову краса.
На «5»:
1. Проанализируйте синтаксис поэтической речи. Какие предложения использует автор и какую роль они играют?
2. По характеру стихосложения что напоминает это стихотворение? Почему звучит напевно, торжественно ?
3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт при описании Руси?
Приведите примеры.
4. Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал стихотвортение?
5. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Русь великая…», используя материал стихотворения Никитина.
 
Тема Родины в произведении И. С. Никитина «Русь»
Целостный анализ стихотворения.
1. Огрмомент. Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения и показ слайдов на тему: «Родина».
Как можно еще назвать Родину? (слайд)
Какие пословицы о Родине вы знаете? ( слайд)
2. Тема нашего урока: «Тема Родины в стихотворении И.С.Никитина «Русь». Целостный анализ произведения».
Целеполагание.
Наша задача: правильно воспринять и осмыслить поэтический текст; определить авторскую позицию; совершенствовать навыки анализа текста; сопоставить поэтический текст с работами известных художников и пополнить словарный запас.
Сегодня мы поработаем со стихотворением, которое И.С.Никитину принесло известность
Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после выхода стихотворения «Русь». Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, И.С.Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Нам предстоит разобраться в этом.
Чтение стихотворения учителем.
3. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Поставьте на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
4. Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.
- Почему же это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ)
- Есть ли в стихотворении рифма? ( Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении « Русь».
- Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?
( Былины воспевают богатырей — защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным.
Родина — не только степи, горы, луга и поля. Родина — это народ И о народе поэт рассказывает, используя приемы , присущие народной поэзии.)
- Какую роль в произведении выполняет инверсия? ( Необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет удерживать заданный ритм. Никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина.)
- Какие цитаты вы подобрали из стихотворения к полотнам художников?
5. Итоги урока. Рефлексия.
Синквейн.( слайд)
- Поднимите руки, кто прошел заданный уровень.
- Кто достиг своей цели? А кто поработал лучше?
- Очень хорошо. Сдайте тетради с выполненной работой. Все получите оценки после проверки работ.
- Посмотрим на «карту успеха»(выводы по уроку).
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Кто желает, провести полный анализ стихотворения.

Скачать презентацию к уроку rus.zip [8.15 Mb]

Стрик Галина Александровна
МАОУ « Чердынская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Спирина» Пермского края
cherdynsosh@mail.ru

Другие новости по теме: