О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 11 класс » О. Мандельштам » Образ «равнодушной отчизны» в стихотворении «Воздух пасмурный влажен и гулок» Осипа Мандельштама


Цель:

1) знакомство со стихотворением Мандельштама, раскрытие образа «равнодушной отчизны»;

2) развитие умения анализировать лирическое произведение;

3) подготовка к ЕГЭ по литературе через выполнение заданий с односложным ответом и заданий с развернутым ответом;

4) воспитание чуткости к слову

 

Оборудование:

тексты стихотворения (бумажный либо электронный вид), выход в интернет (желателен), интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент), справочники, словари.

 

Ход урока:

I. Орг.момент и целеполагание.

У.: Сегодня нам предстоит познакомиться и проанализировать стихотворение Осипа Мандельштама «Воздух пасмурный влажен и гулок». Мы будем совершенствовать умение анализировать лирическое произведение, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ по литературе путем выполнения заданий типа В и С. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли достичь поставленные цели. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно ответить на вопросы. Чтобы получить «4», помимо вопросов, необходимо выполнить анализ стихотворения и задания типа В. А тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить четыре плюса.

 

II. Чтение стихотворения «Воздух пасмурный влажен и гулок» учителем либо подготовленным учеником. Попутный вопрос: какие чувства вызывает у вас стихотворение?

 

III. Работа по вопросам.

У.: На доске вы видите вопросы, на которые в течение 7 минут будете отвечать самостоятельно, пользуясь любыми источниками (книги, тексты, интернет, справочники). Затем в течение 7 минут мы будем беседовать по этим вопросам. Тот, кто ответит на все вопросы, подзывает меня, я проверяю, после этого вы имеете право поставить себе плюс в карту достижений. Этот уровень должны пройти все. Будут сложности — обращайтесь ко мне.

Вопросы: 1. К какому течению относится творчество Мандельштама? (акмеизм) 2. В рамках какого сборника вышло стихотворение «Воздух пасмурный влажен и гулок» и в каком году? (Камень, 1911 г.) 3. В стихотворении Анненского «Зимнее небо» найдите образ, который встречается и в нашем стихотворении.

 

ЗИМНЕЕ НЕБО

 

Талый снег налетал и слетал,

Разгораясь, румянились щеки,

Я не думал, что месяц так мал

И что тучи так дымно-далеки...

Я уйду, ни о чем не спросив,

Потому что мой вынулся жребий,

Я не думал, что месяц красив,

Так красив и тревожен на небе.

Скоро полночь. Никто и ничей,

Утомлен самым призраком жизни,

Я любуюсь на дымы лучей

Там, в моей обманувшей отчизне.

 

4. Каким размером написано данное стихотворение? (анапест) 5. Какова рифма, строфика? (катрен с перекрестным способом рифмовки)

IV. Беседа по вопросам.

У.: У нас получилась отличная беседа. Все справились.

 

V. Анализ стихотворения.

У.: Сейчас нам предстоит анализ стихотворения по следующим пунктам (либо на доске, либо у каждого на столе список вопросов):

 

Жанровое своеобразие.

 

Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него

5. Преобладание общественных или личных интонаций

 

Структура стихотворения

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов

2. Основные ИВС

3. Речевые особенности

6. Эвфония и звукозапись

У.: Мне понравился наш разговор, поэтому все достойны плюса за данную работу (или не все — это уже право учителя).

 

VI. Тестовая часть

 

У.: Вам предлагается выполнить тест из шести заданий. Только тот, кто выполнит его верно, поставит себе плюс в карту достижений и приблизится к хорошей отметке.

1. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор во фразе «нести крест одиноких прогулок»?  ________________________________________________________

2. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета: равнодушная отчизна, сонное озеро, сумрачная жизнь. ___________________

3. Какой троп использует автор в данной строке: «Дикой уткой взовьется упрек»? ___________________________________________________________

4. Как называется прием одушевления природных явлений (одурманены сосен стволы)? _____________________________________________________

5. Какое средство использует автор в последних двух строках для передачи интенсивности чувств? ______________________________________________

6. Какой прием, характерный больше для поэтической речи, нежели для прозы, используется в строках: воздух пасмурный…, одурманены сосен стволы, и тебя не любить мне позволь? ________________________________

Ключ: 1. метафора. 2. эпитет. 3. сравнение. 4. олицетворение. 5. лексический повтор.  6. инверсия

 

VII. Проверка теста, озвучивание правильных ответов с комментариями.

У.: Как помогли данные изобразительно-выразительные средства показать отношение автора к образу отчизны?

 

VIII. Вопросы с развернутым ответом (по вариантам)

У.: А сейчас переходим к самой сложной части урока. Но вы, уверена, справитесь. Вам предлагается на выбор два вопроса, на которые нужно дать развернутый ответ — 5-10 предложений. Тот, кто справится, поставит себе в карту плюс и получит за урок отличную отметку.

1. Это стихотворение из дебютного сборника «Камень», написанное в духе акмеизма. Найдите в стихотворении приметы именно этого литературного течения.

2. Приведите пример стихотворения другого поэта, которое бы было созвучно данному стихотворению Мандельштама. В чем сходство и в чем различие?

 

IX. Ответы на предыдущее задание, мини-обсуждение.

 

X. Рефлексия и индивидуальное домашнее задание.

У.: Какой же изобразил Мандельштам Родину? Почему?

Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек — «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание: выполнить задание или найти интересный факт об этом стихотворении.

 

Зарипова Резеда Рассамовна, МОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани» Московского района Г. Казани

Другие новости по теме: