Цель:
1) знакомство со стихотворением Мандельштама, раскрытие образа «равнодушной отчизны»;
2) развитие умения анализировать лирическое произведение;
3) подготовка к ЕГЭ по литературе через выполнение заданий с односложным ответом и заданий с развернутым ответом;
4) воспитание чуткости к слову
Оборудование:
тексты стихотворения (бумажный либо электронный вид), выход в интернет (желателен), интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент), справочники, словари.
Ход урока:
I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Сегодня нам предстоит познакомиться и проанализировать стихотворение Осипа Мандельштама «Воздух пасмурный влажен и гулок». Мы будем совершенствовать умение анализировать лирическое произведение, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ по литературе путем выполнения заданий типа В и С. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли достичь поставленные цели. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно ответить на вопросы. Чтобы получить «4», помимо вопросов, необходимо выполнить анализ стихотворения и задания типа В. А тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить четыре плюса.
II. Чтение стихотворения «Воздух пасмурный влажен и гулок» учителем либо подготовленным учеником. Попутный вопрос: какие чувства вызывает у вас стихотворение?
III. Работа по вопросам.
У.: На доске вы видите вопросы, на которые в течение 7 минут будете отвечать самостоятельно, пользуясь любыми источниками (книги, тексты, интернет, справочники). Затем в течение 7 минут мы будем беседовать по этим вопросам. Тот, кто ответит на все вопросы, подзывает меня, я проверяю, после этого вы имеете право поставить себе плюс в карту достижений. Этот уровень должны пройти все. Будут сложности — обращайтесь ко мне.
Вопросы: 1. К какому течению относится творчество Мандельштама? (акмеизм) 2. В рамках какого сборника вышло стихотворение «Воздух пасмурный влажен и гулок» и в каком году? (Камень, 1911 г.) 3. В стихотворении Анненского «Зимнее небо» найдите образ, который встречается и в нашем стихотворении.
ЗИМНЕЕ НЕБО
Талый снег налетал и слетал,
Разгораясь, румянились щеки,
Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно-далеки...
Я уйду, ни о чем не спросив,
Потому что мой вынулся жребий,
Я не думал, что месяц красив,
Так красив и тревожен на небе.
Скоро полночь. Никто и ничей,
Утомлен самым призраком жизни,
Я любуюсь на дымы лучей
Там, в моей обманувшей отчизне.
4. Каким размером написано данное стихотворение? (анапест) 5. Какова рифма, строфика? (катрен с перекрестным способом рифмовки)
IV. Беседа по вопросам.
У.: У нас получилась отличная беседа. Все справились.
V. Анализ стихотворения.
У.: Сейчас нам предстоит анализ стихотворения по следующим пунктам (либо на доске, либо у каждого на столе список вопросов):
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
1. Ведущая тема
2. Основная мысль
3. Эмоциональная окраска чувств
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него
5. Преобладание общественных или личных интонаций
Структура стихотворения
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов
2. Основные ИВС
3. Речевые особенности
6. Эвфония и звукозапись
У.: Мне понравился наш разговор, поэтому все достойны плюса за данную работу (или не все — это уже право учителя).
VI. Тестовая часть
У.: Вам предлагается выполнить тест из шести заданий. Только тот, кто выполнит его верно, поставит себе плюс в карту достижений и приблизится к хорошей отметке.
1. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор во фразе «нести крест одиноких прогулок»? ________________________________________________________
2. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета: равнодушная отчизна, сонное озеро, сумрачная жизнь. ___________________
3. Какой троп использует автор в данной строке: «Дикой уткой взовьется упрек»? ___________________________________________________________
4. Как называется прием одушевления природных явлений (одурманены сосен стволы)? _____________________________________________________
5. Какое средство использует автор в последних двух строках для передачи интенсивности чувств? ______________________________________________
6. Какой прием, характерный больше для поэтической речи, нежели для прозы, используется в строках: воздух пасмурный…, одурманены сосен стволы, и тебя не любить мне позволь? ________________________________
Ключ: 1. метафора. 2. эпитет. 3. сравнение. 4. олицетворение. 5. лексический повтор. 6. инверсия
VII. Проверка теста, озвучивание правильных ответов с комментариями.
У.: Как помогли данные изобразительно-выразительные средства показать отношение автора к образу отчизны?
VIII. Вопросы с развернутым ответом (по вариантам)
У.: А сейчас переходим к самой сложной части урока. Но вы, уверена, справитесь. Вам предлагается на выбор два вопроса, на которые нужно дать развернутый ответ — 5-10 предложений. Тот, кто справится, поставит себе в карту плюс и получит за урок отличную отметку.
1. Это стихотворение из дебютного сборника «Камень», написанное в духе акмеизма. Найдите в стихотворении приметы именно этого литературного течения.
2. Приведите пример стихотворения другого поэта, которое бы было созвучно данному стихотворению Мандельштама. В чем сходство и в чем различие?
IX. Ответы на предыдущее задание, мини-обсуждение.
X. Рефлексия и индивидуальное домашнее задание.
У.: Какой же изобразил Мандельштам Родину? Почему?
Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек — «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание: выполнить задание или найти интересный факт об этом стихотворении.
Зарипова Резеда Рассамовна, МОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани» Московского района Г. Казани