Цели: продолжить углубление и расширение экологических знаний о биогеоценозах как о целостных системах; сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: тексты (бумажный либо электронный вид), выход в интернет (желателен), интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент), справочники, словари.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Орг. момент и целеполагание.
|
1минута
|
Знакомит с темой.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Проверка знаний. Тест
|
10 минут
|
Раздает тесты, проверяет индивидуально, помогает.
|
Отвечают на вопросы теста.
|
3
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
20 минут
|
Раздаёт вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
|
4
|
Ответы на вопросы
|
10 минут
|
Работа по вопросам нового мате-риала;
|
Отвечают устно.
|
5
|
Рефлексия и индивид.домашнее задание
|
4 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу; дает индивидуальные творческие задания.
|
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом. Записывают индивидуальные задания.
|
Ход урока:
- Орг. момент и целеполагание.
У: Сегодня на уроке углубим знания о естественных сообществах живых организмов, биогеоценозах- как целостных системах. Повторим биогео-графические области и основные биомы. Вначале урока проведем тест по изученному материалу.
Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли достичь поставленные цели. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно выполнить тест. Чтобы получить «4», необходимо выполнить задания части А. Тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить три плюса.
- Тестоваячасть.
У.: Вам предлагается выполнить тест из шести заданий. Только тот, кто выполнит его верно, поставит себе плюс в карту достижений и приблизится к хорошей отметке.
а) отделы и классы растений;
б) популяции;
в) биогеоценозы;
г) типы и классы животных.
а) Земля была заселена живыми организмами из космоса;
б) в круговороте веществ в биосфере участвуют не только геологические процессы, но и живое вещество;
в) состав биосферы изменяется;
г) она получает энергию от Солнца.
а) океана в целом;
б) тундры;
в) влажных тропических лесов;
г) лесов средней полосы.
4) Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречающаяся в каком- либо одном месте:
а) флора;
б) биом;
в) эндемичный вид;
г) пампасы.
а) бук, клен.дуб, липа;
б) сосна, пихта, ель, кедр;
в) бамбук, лианы, баньян, черное дерево;
г) кактусы, юкка, лианы, кипарис.
а) консументы- продуценты- редуценты;
б) редуценты-консументы- продуценты;
в) продуценты-консументы- редуценты;
г) редуценты- продуценты- консументы.
- Работа с разноуровневыми вопросами.
А.
1. Что такое биогеоценозы? ( Это устойчивые сообщества растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы).
2. Каковы функции биогеоценоза? ( Аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот веществ).
3. Какие компоненты включает биогеоценоз? ( Неорганические( углерод, азот, диоксид углерода, минеральные соли) и органические вещества ( белки, углеводы, липиды и т.д.); автотрофные организмы, гетеротрофные организмы).
- Охарактеризуйте понятие « биомасса». ( Общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы.Биомасса образуется в результате связывания растений с солнечной энергией).
- Что называют первичной продукцией? ( Суммарная продукция фотосинтеза, т.е. растения).
В.
- Кто разработал учение о биогеоценозах? ( Академик В.Н.Сукачев).
7. Сравните количество биомассы, образующейся в разных климатических зонах.( Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной зоне, очень мало — в тундре и океане).
- Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биогеоценоз? ( Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой природы- абиотических факторов, а также со стороны живой природы — биотических воздействий).
4. Ответы на вопросы.
Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
5. Рефлексия и индивидуальное творческое домашнее задание: Охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара.
МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани
Сафина РамзияРафхатовна