О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 11 класс » Взаимодействие организма и среды » Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.


Цели: продолжить углубление и расширение экологических знаний о биогеоценозах как о целостных системах; сформировать знания  о факторах, определяющих естественную смену биценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.

 

Тип урока : комбинированный.

 

Оборудование: тексты  (бумажный либо электронный вид), выход в интернет (желателен), интерактивная доска (по возможности), мобильный класс (либо кабинет информатики), тесты в программе SunRav (либо бумажный эквивалент), справочники, словари.

 

  Этап урока

  Время

 Деятельность

    учителя

Деятельность

  ученика

 1

Орг. момент и целеполагание.

 1минута

 Знакомит с темой.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

 2

Проверка знаний. Тест

 10 минут

Раздает тесты, проверяет индивидуально, помогает.

Отвечают на вопросы теста.

 3

Работа с разноуровневыми вопросами

 20 минут

Раздаёт  вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

 4

Ответы на вопросы

 10 минут

Работа по вопросам нового мате-риала;

Отвечают устно.

5

Рефлексия и индивид.домашнее задание

4 минуты

Подводит итог, анализирует таблицу; дает  индивидуальные творческие  задания.

Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом. Записывают  индивидуальные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Орг. момент и целеполагание.

У: Сегодня на уроке углубим знания о естественных сообществах живых организмов, биогеоценозах- как целостных системах. Повторим биогео-графические области и основные биомы. Вначале урока проведем тест по  изученному материалу.

 Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли достичь поставленные цели. Свои успехи будем отражать в карте достижений. Чтобы получить «3», вам достаточно  выполнить тест. Чтобы получить «4», необходимо выполнить  задания части А.  Тем, кто претендует на оценку «5», нужно получить три плюса.

 

  1. Тестоваячасть.
     У.: Вам предлагается выполнить тест из шести заданий. Только тот, кто выполнит его верно, поставит себе плюс в карту достижений и приблизится к хорошей отметке.

а) отделы и классы растений;

б) популяции;

в) биогеоценозы;

г) типы и классы животных.

 

а) Земля была заселена живыми организмами из космоса;

б) в круговороте веществ в биосфере участвуют не только геологические процессы, но и живое вещество;

в) состав биосферы изменяется;

г) она получает энергию от Солнца.

 

а) океана в целом;

б) тундры;

в) влажных тропических лесов;

г) лесов средней полосы.

 

 4)   Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречающаяся в каком- либо одном месте:

 

        а) флора;

        б) биом;

        в) эндемичный вид;

        г) пампасы.

 

       а) бук, клен.дуб, липа;

       б) сосна, пихта, ель, кедр;

       в) бамбук, лианы, баньян, черное дерево;

       г) кактусы, юкка, лианы, кипарис.

 

      а) консументы- продуценты- редуценты;

      б) редуценты-консументы- продуценты;

      в) продуценты-консументы- редуценты;

      г) редуценты- продуценты- консументы.

 

  1. Работа с разноуровневыми вопросами.

А.

    1. Что такое биогеоценозы? ( Это устойчивые сообщества растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы).

 

2. Каковы функции биогеоценоза? ( Аккумуляция  и перераспределение энергии и круговорот веществ).

 

3. Какие компоненты включает биогеоценоз? ( Неорганические( углерод, азот, диоксид углерода, минеральные соли) и органические вещества ( белки, углеводы, липиды и т.д.); автотрофные организмы, гетеротрофные организмы).

 

  1. Охарактеризуйте понятие « биомасса». (  Общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы.Биомасса образуется в результате связывания растений с солнечной энергией). 
  1. Что называют первичной продукцией? ( Суммарная продукция фотосинтеза, т.е. растения).

В.

  1. Кто разработал учение о биогеоценозах? ( Академик  В.Н.Сукачев).

 

     7.  Сравните количество биомассы, образующейся в разных климатических зонах.( Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной  зоне, очень мало — в тундре и океане).

 

  1. Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биогеоценоз? (  Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой природы- абиотических факторов, а также со стороны живой природы — биотических воздействий).

4. Ответы на вопросы.

     Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

 

5. Рефлексия и индивидуальное творческое домашнее задание: Охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара.

 

МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани

Сафина РамзияРафхатовна

Другие новости по теме: