Цели: развивать познавательную активность учащихся, их коммуни-кативную и информационную компетентность.
Тип урока: урок — семинар (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности).
Оборудование: таблицы из серии « Общая биология», схема круговорота веществ; интерактивная доска (по возможности), вопросы семинара.
Думаю, что всё сколько — нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования. Ч.Дарвин
Вопросы семинара вывешиваются в кабинете за две недели до его начала.
Базовые знания, которые необходимо отработать на семинаре:
- состав экосистемы;
- способы питания живых организмов; передача энергии вещества через пищевые цепи;
- понятия биологической продуктивности, биомассы;
- экологическое равновесие и видовое разнообразие экосистемы;
- ограничивающий фактор;
- экологическое мышление;
- экологические факторы.
Ход урока:
I. Орг. момент.Целеполагание.
У: Сегодня нам предстоит систематизировать, углубить и обобщить знания.
Мы будем совершенствовать умение анализировать, объяснять термины,процессы. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, смогли ли достичь поставленные цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха, которая лежит у каждого на парте. Чтобы получить «3», вам достаточно ответить на 12 вопросов. Чтобы получить «4» на 18 вопросов, на «5» выполнить задание.
II. Проверка знаний. Семинар.
Устный фронтальный опрос. По ходу семинара каждый учащийся отмечает знаками «+» и «-» уровень своих знаний по вопросам семинара. На основании отметок в «карте успеха» каждый получает оценку.
1.Как называется непрерывный поток атомов из неживой природы в живую и обратно, происходящий в экосистеме благодаря жизнедеятельности организ-мов? ( Круговорот веществ.)
2. Какие организмы выполняют деструктивную функцию? ( Хищники, насекомые, бактерии гниения, паразитические грибы.)
3. Что отражает закономерное сокращение массы органического вещества в цепях питания от звена к звену? ( Правило экологической пирамиды.)
4. Что составляет основу стабильности, устойчивости любого биоценоза? (Разнообразие видов растений, образующих органические вещества из неорганических.)
5. Какие организмы относят к консументам? ( Потребителей органического вещества ( животные, грибы, бактерии)).
6. Какие организмы относят к продуцентам? ( Растения, так как они фотосинтезируют.)
7. В каких широтах ( биогеографических областях) наиболее выражена сезонная периодичность в природе? ( В умеренных.)
8. Какие виды называются эндемичными? ( Группа организмов, ограни-ченная в своем распространении и встречающаяся в каком- либо одном месте(географической области)).
9.Охарактеризуйте понятие « биомасса»? (Общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы.Биомасса образуется в результате связывания растений с солнечной энергией).
10.Укажите фактор, ограничивающий нижний предел жизни в литосфере?
( Наличие воздуха.)
11. Что такое экология? (Греч.Oicos- дом, убежище,logos- наука, учение. Наука — о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неживой природой).
12. Кто ввел в научный обиход этот термин? ( термин экология ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.ДарвинаЭ.Геккель).
13. Какие более узкие направления науки экология вам известны? (Аутэкология- экология особей, греч.autos- сам; популяционная экология –изучает состав и структуру популяции, ее размещение в пространстве и динамику численности; экология сообществ- исследует видовой состав сообществ; экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; палеоэкология- занимается реконструкцией древних сообществ, изучает их эволюцию и т.д.)
14. На каком рисунке изображены разрушители органического вещества?
Рисунки: лютик едкий, бабочка, гусеница, черви, бактерии, лишайники.
( Разрушители органического вещества: черви, бактерии).
15. Пищу считают важным экологическим фактором. К какой группе факторов следует отнести пищу растений, животных, человека? ( Биоти-ческий фактор).
16. На распространение организмов влияет ограничивающий фактор. Объясните почему. Какие факторы являются ограничивающими для жизни организмов в пустыне, тундре, для корней в почве?
17. Перечислите показатели, имеющие важное значение для характеристики биогеоценоза. ( Видовое разнообразие, плотность видовых популяций, пространственная структура, биомасса, биологическая продуктивность).
18. В природе можно встретить озеро, луг, кочку, покрытую мхом, березовую рощу, небольшую лужу. Какие структуры из данного перечня можно отнести к биогеоценозам? К экосистемам? Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?
3. Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант №1.
Задание.
На жизнедеятельность организмов очень серьёзно влияет температурный фактор. К каким последствиям может привести его воздействие?
Ответ:
а) увеличение или уменьшение скорости прорастания семян;
б) начало сокодвижения у растений;
в) наступление периода размножения;
г) активизация или ослабление процесса дыхания;
д) изменение интенсивности питания;
е) наступление периода зимней или летней спячки;
ж) увеличение или уменьшение двигательной активности;
з) ускорение или замедление темпов эмбрионального развития у рыб, земноводных, пресмыкающихся и др. животных.
Вариант №2.
Задание.
Какие последствия может иметь воздействие света на организм?
Ответ:
а) наступление периода размножения у птиц;
б) суточные и сезонные ритмы у растений и животных;
в) подготовка к перелету у птиц;
г) наступления стадии покоя у насекомых;
д) начало цветения у растений;
е) изменение интенсивности процесса фотосинтеза.
4. Рефлексия.
Подведем итог, проанализимуем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5. Индивидуальное домашнее задание: на основании отметки в «картеуспеха» каждый ученик определяет для себя домашнее задание.
МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани
Сафина РамзияРафхатовна