О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 11 класс » Взаимодействие организма и среды » Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция. Нейтрализм.


Цели: Продолжить формирование и углубление знаний  учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;подготовка к ЕГЭ  путем выполнения заданий типа В и С.

 

Тип  урока: комбинированный.

 

Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.

 

  Этап урока

  Время

 Деятельность

    учителя

Деятельность

  ученика

 1

Орг. момент

 

 1 минута

 Знакомит с темой.

Записывают тему в тетрадях

 2

Проверка знаний

Биологический диктант

« Проверь себя»

6 минут

Проводит  диктант

Записывают ответы в тетрадях

3

Целеполагание

1 минута

Настраивает на пози-тивный лад, мотивирует

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

 4

Работа с разноуровневыми вопросами

 15 минут

Раздаёт  вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

5

Ответы на вопросы

20 минут

Работа по вопросам нового мате-риала;

Отвечают устно.

 6

Рефлексия

 1 минута

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.

 7

Индивидуальное задание

1 минута

Дает  задание желающим  сделать задание С.

Желающие записывают задание

 

Ход урока:

  1. Орг.момент.

У: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.

 

2.  Проверка знаний. Биологический диктант « Проверь себя».

      У: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.

       Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты,  симбионты, паразитизм, антибиоз.

 

3. Целеполагание.

 

У: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите  в учебнике ( стр. 568) еще одну форму- конкуренция.  Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.

Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.

 

4. Работа с разноуровневыми вопросами. 

 

А.

1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции?(У двух близких видов возникают сходные потребности).

2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами  животных и растений?

3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции?

( Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших  составных частей борьбы за существование).

4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).

5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).

6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).

 

В.

7) Какую роль играет конкуренция  в регуляции видового  состава сообщества? ( В биогеоценозе  совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих  требованиях  к условиям жизни).

8)  Что такое нейтрализм? ( Сожительство  двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных  последствий (н-р, белки и лоси)).

9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей  между видами  служат регуляторами численности животных  и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).

 

С.

9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип  биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг- полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.

 

Тип взаимоотношений

Количество примеров

Примеры взаимоотношений данного типа

Конкуренция

3

заяц-беляк — заяц-русак;

бизон — мустанг;

пшеница — бодяг полевой;

Паразитизм

3

Человек — аскарида;

Наездник-трихограмма — яйца капустной белянки;

смородина — тля;

Мутуализм

(симбиоз)

2

Береза — подберезовик;

Горох — клубеньковые бактерии;

Хищничество

5

Цапля — лягушка;

Росянка — муха;

Амеба — водные бактерии;

Щука — карась;

Муравьиный лев — муравей;

Комменсализм

2

Лев — шакал

Акула — рыба лоцман

 

5. Работа по вопросам.

Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

 

6. Рефлексия. Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек — «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание.

 

7.  Индивидуальное домашнее задание: желающие могут выполнить задание части С.  

 

МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани

Сафина РамзияРафхатовна

Другие новости по теме: