Цели: Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции и нейтрализма; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Орг. момент
|
1 минута
|
Знакомит с темой.
|
Записывают тему в тетрадях
|
2
|
Проверка знаний
Биологический диктант
« Проверь себя»
|
6 минут
|
Проводит диктант
|
Записывают ответы в тетрадях
|
3
|
Целеполагание
|
1 минута
|
Настраивает на пози-тивный лад, мотивирует
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
4
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
15 минут
|
Раздаёт вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
|
5
|
Ответы на вопросы
|
20 минут
|
Работа по вопросам нового мате-риала;
|
Отвечают устно.
|
6
|
Рефлексия
|
1 минута
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
|
7
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание желающим сделать задание С.
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
- Орг.момент.
У: На предыдущих уроках мы познакомились с множеством симбиотических, антибиотических отношений между организмами внутри сообществ, образующие биоценозы. На сегодняшнем уроке продолжим изучать формы отрицательных взаимоотношений между видами.
2. Проверка знаний. Биологический диктант « Проверь себя».
У: Дайте определения этим понятиям письменно в тетрадях.
Понятия: экология, биосфера, биогеоценоз, популяция, продуценты, симбионты, паразитизм, антибиоз.
3. Целеполагание.
У: Неблагоприятное влияние одних видов на другие может проявляться в разных формах. Продолжим рассматривать их. Найдите в учебнике ( стр. 568) еще одну форму- конкуренция. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.
Внимательно прочитайте текст и отвечайте на вопросы.
4. Работа с разноуровневыми вопросами.
А.
1) Какова биологическая основа возникновения конкуренции?(У двух близких видов возникают сходные потребности).
2) Опишите особенности конкурентных отношений между видами животных и растений?
3) В чем состоит эволюционное значение конкуренции?
( Ч. Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование).
4) Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать лисица и волк, живущие на одной территории? (Пища, место для норы, охотничья территория, убежища, вода во время засухи).
5) Может ли кислород быть ресурсом, за который лисица будет конкурировать с волком? (Нет, потому что кислород находится в избытке).
6) Назовите известные вам организмы, которые могут конкурировать за свет? (Ель, береза, ландыш и многие другие).
В.
7) Какую роль играет конкуренция в регуляции видового состава сообщества? ( В биогеоценозе совместно уживаются только те виды, которые смогли разойтись в своих требованиях к условиям жизни).
8) Что такое нейтрализм? ( Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (н-р, белки и лоси)).
9) Какое значение имеет нейтрализм для развития биогеоценоза? (Все формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; причем чем богаче видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом).
С.
9) Задание: заполните последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяг- полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц- беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые бактерии, водные бактерии, заяц- русак, карась.
Тип взаимоотношений
|
Количество примеров
|
Примеры взаимоотношений данного типа
|
Конкуренция
|
3
|
заяц-беляк — заяц-русак;
бизон — мустанг;
пшеница — бодяг полевой;
|
Паразитизм
|
3
|
Человек — аскарида;
Наездник-трихограмма — яйца капустной белянки;
смородина — тля;
|
Мутуализм
(симбиоз)
|
2
|
Береза — подберезовик;
Горох — клубеньковые бактерии;
|
Хищничество
|
5
|
Цапля — лягушка;
Росянка — муха;
Амеба — водные бактерии;
Щука — карась;
Муравьиный лев — муравей;
|
Комменсализм
|
2
|
Лев — шакал
Акула — рыба лоцман
|
5. Работа по вопросам.
Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
6. Рефлексия. Посмотрите на карту достижений. Многие получили «4», несколько человек — «5». А тем, кто сегодня не сумел подняться высоко, но хочет улучшить свой результат, я предлагаю взять домашнее задание.
7. Индивидуальное домашнее задание: желающие могут выполнить задание части С.
МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани
Сафина РамзияРафхатовна