О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 11 класс » Взаимодействие организма и среды » Круговорот веществ в природе


Цели: углубить знания о взаимосвязях живого и неживого. Использовать знания учащихся о химическом составе живых организмов для форми-рования представлений о главной функции биосферы — обеспечение круговорота химических элементов;

сформировать конкретные знания на примерах круговоротов: воды, углерода, азота, серы, фосфора.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудования:  тексты учебника, карточки с вопросами, таблицы.

 

 

  Этап урока

  Время

 Деятельность

    учителя

Деятельность

  ученика

 1

Орг. момент

Целеполагание

 1 минута

 Знакомит с темой.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

 2

Проверка знаний

 10 минут

Биологический диктант «Проверь себя».

Отвечают на вопросы, дополняют

 3

Работа с разноуровневыми вопросами

 20 минут

Раздаёт  вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

 4

Рефлексия

 3 минуты

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.

 5

Закрепление полученных знаний

10 минут

Работа по вопросам нового материала

Отвечают на вопросы учителя не пользуясь учебником

 6

Индивидуальное задание

1 минуты

Дает  задание желающим подготовить сообщения.

Желающие записывают задание

 

Ход урока:

 

1.Орг. момент. Целеполагание.

Для круговорота веществ нужна энергия. Что служит ее источником?  Почему необходим постоянный  приток энергии извне? Какие превращения энергии происходят в биосфере?

На эти  и многие другие вопросы вы найдете ответ сегодня на уроке.

 

2.Биологический диктант « Проверь себя».

Биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество, функции живого вещества, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество.

Организация взаимопроверки.

 

3. Изучение нового материала. Работа с разноуровневыми вопросами.

 

А

 

  1. Составьте в своих тетрадях схему круговорота воды.
  2. Составьте схему круговорота азота.
  3. Составьте схему круговорота серы.
  4. Составьте схему круговорота фосфора.

В

 

  1. Определите, в результате каких процессов происходит превращение атмосферного азота в соединение аммиака, усваиваемые растениями. (Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями.)
  2. Относится ли азот к универсальным биогенным элементам? Если да, то почему? (Да, относится, так как некоторое количество азота, благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий, поступает в воздух).
  3. Каковы результаты вмешательства человека в круговорот фосфора при выращивании сельскохозяйственных культур с внесением избыточных доз фосфорных удобрений? (Растения используют только часть этого фосфора; много его уносится реками в моря и снова отлагается в осадках).
  4. Объясните, какова роль живого вещества биосферы в круговороте углерода.(В процессе фотосинтеза зеленые растения используют диоксид углерода и водород воды  для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу.Им дышат различные животные и растения, а конечный продукт дыхания — углекислый газ  — выделяется в атмосферу).

С

  1. В результате каких процессов углерод может исключаться из  круговорота и вновь возвращаться в него? (Кораллы, строящие известняковые рифы выводят часть углерода из круговорота, так как углерод связывается при образовании известняка).
  2. Какую роль играет круговорот веществ в биосфере? (Обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов; растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют органические вещества).
  3. Какая главная функция биосферы? ( обеспечение круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами). 

4. Рефлексия

 

Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

 

5. Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

 

6. Индивидуальное задание: Подготовить рассказы о круговоротах в биосфере важнейших веществ и элементов.

 

МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани

Сафина РамзияРафхатовна

 

Другие новости по теме: