Цели: углубить знания о взаимосвязях живого и неживого. Использовать знания учащихся о химическом составе живых организмов для форми-рования представлений о главной функции биосферы — обеспечение круговорота химических элементов;
сформировать конкретные знания на примерах круговоротов: воды, углерода, азота, серы, фосфора.
Тип урока: комбинированный.
Оборудования: тексты учебника, карточки с вопросами, таблицы.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Орг. момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Проверка знаний
|
10 минут
|
Биологический диктант «Проверь себя».
|
Отвечают на вопросы, дополняют
|
3
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
20 минут
|
Раздаёт вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
|
5
|
Закрепление полученных знаний
|
10 минут
|
Работа по вопросам нового материала
|
Отвечают на вопросы учителя не пользуясь учебником
|
6
|
Индивидуальное задание
|
1 минуты
|
Дает задание желающим подготовить сообщения.
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
1.Орг. момент. Целеполагание.
Для круговорота веществ нужна энергия. Что служит ее источником? Почему необходим постоянный приток энергии извне? Какие превращения энергии происходят в биосфере?
На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ сегодня на уроке.
2.Биологический диктант « Проверь себя».
Биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество, функции живого вещества, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество.
Организация взаимопроверки.
3. Изучение нового материала. Работа с разноуровневыми вопросами.
А
- Составьте в своих тетрадях схему круговорота воды.
- Составьте схему круговорота азота.
- Составьте схему круговорота серы.
- Составьте схему круговорота фосфора.
В
- Определите, в результате каких процессов происходит превращение атмосферного азота в соединение аммиака, усваиваемые растениями. (Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями.)
- Относится ли азот к универсальным биогенным элементам? Если да, то почему? (Да, относится, так как некоторое количество азота, благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий, поступает в воздух).
- Каковы результаты вмешательства человека в круговорот фосфора при выращивании сельскохозяйственных культур с внесением избыточных доз фосфорных удобрений? (Растения используют только часть этого фосфора; много его уносится реками в моря и снова отлагается в осадках).
- Объясните, какова роль живого вещества биосферы в круговороте углерода.(В процессе фотосинтеза зеленые растения используют диоксид углерода и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу.Им дышат различные животные и растения, а конечный продукт дыхания — углекислый газ — выделяется в атмосферу).
С
- В результате каких процессов углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него? (Кораллы, строящие известняковые рифы выводят часть углерода из круговорота, так как углерод связывается при образовании известняка).
- Какую роль играет круговорот веществ в биосфере? (Обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов; растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют органические вещества).
- Какая главная функция биосферы? ( обеспечение круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами).
4. Рефлексия
Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5. Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
6. Индивидуальное задание: Подготовить рассказы о круговоротах в биосфере важнейших веществ и элементов.
МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани
Сафина РамзияРафхатовна