Цели: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, плазмы; развитие умения самостоятельно работать с учебником. Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: карточки с вопросами, тексты.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и
целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы,достичь той отметки,
которую желают
получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми
вопросами
|
20-25
минут
|
Раздает вопросы,
объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
15-20
минут
|
Организация
дискуссии
|
Участие в беседе,
Отстаивание своей
точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог
беседе,анализирует
таблицу
|
Сравнивают результат таблицы
с предполагаемым
результатом
|
5
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание
нарисовать и
найти в тексте
ответы на вопросы
|
Желающие
записывают
задание
|
Ход урока:
1. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Внутренняя среда организма,будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности.. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.
2. Работа с разноуровневыми вопросами.
А
1. Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности клеток?(Постоянное поступление кислорода,питательных веществ,а также бесперебойное удаление продуктов обмена).
2. В какой среде могут жить клетки?(Все вещества могут проходить только в виде растворов,поэтому клетки существуют лишь в жидкой среде).
3.. Через какую жидкость клетки организма получают нужные и выделяют ненужные вещества?(Через тканевую жидкость,которая,находясь,в постоянном движении,как бы омывает клетки).
4. Непосредственно не соприкосается с клетками,но именно она поддерживает постоянство состава тканевой жидкости.Что это?(Кровь)
5/ Функции крови: 1. 2. 3. 4. (Осуществляет связь между органами тела;принимает участие в регуляции работы организма благодаря тому,что железы внутренней секреции выделяют в кровь гормоны;защищает организм от ядовитых веществ,болезнетворных организмов;участвует в регуляции температуры тела,перенося
тепло от органов,его вырабатывающих,к быстро охлаждающимся органам,например к коже).
6. К какой ткани относится кровь? (Кровь относится к соединительной ткани).
7. Из чего состоит кровь? (Кровь состоит из межклеточного вещества-плазмы,клеток крови(эритроцитов и лейкоцитов) и кровяных пластинок(тромбоцитов).
8. В чем значение плазмы?Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свертывании крови).
9. Что такое плазма крови,каков состав?(Плазма крови-это межклеточное вещество,которая является одной из разновидностей соединительной ткани-крови.
Состав плазмы:90-92%воды;минеральные вещества(соли натрия,кальция и др.);органические вещества (белки,глюкоза и др.)
В
10. Состав крови
Элементы крови
|
Наличие ядра
|
Цвет
|
Число1мм³
|
Продолжительность
жизни
|
эритроциты
|
|
|
|
|
лейкоциты
|
|
|
|
|
тромбоциты
|
|
|
|
|
11. Как происходит свертывание крови?составьте схему.(При повреждении кровеносных сосудов разрушаются и тромбоциты,при этом в плазму выделяется особый фермент-тромбин.Под действием этого фермента растворимый белок плазмы крови фибриноген преобразуется в нерастворимый белок фибрин.Фибрин представляет собой тонкие нити,образующие мелкоячеистую сеть,в которой задерживаются форменные элементы крови.Образуется сгусток,или тромб.)
12. Где происходит образование клеток крови? (Эритроциты,лейкоциты-в красном костном мозге;лимфоциты-в красном костном мозге,в селезенке,в лимфатических узлах).
13. Какой белок входит в состав эритроцитов____________Какую функцию выполняет этот белок?
(Гемоглобин;легко соединяется с кислородом и также легко его отдает,т.е.выполняет дыхательную функцию).
14. Кто впервые изучил движение крови?Когда и в какой работе?(В.Гарвей;в 1628 году вышла книга»Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
С
15. Что такое фагоцитоз?Кто впервые открыл это явление? (Фагоцитоз — этопроцесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ.Явление фагоцитоза обнаружено И.И.Мечниковым в 1882 году.)
16. Зачем больному делают анализ крови?(Состояние крови,т.е. колличество форменных элементов крови,содержание гемоглобина,химический состав плазмы и т.д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека,о виде болезни.Например,повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспалительный процесс в организме;низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов-об анемии и т.д.).
3. Беседа по вопросам. Создается дискуссия.Учащиеся участвуют в беседе ,отстаивают свои точки мнения.
4. Рефлексия. Подведем итог беседе,проанализируем таблицу.Ученики сравнивают результат таблицы с преполагаемым результатом.
5. Индивидуальное задание:знать определение терминов: лейкоцит,тромбоцит,тканевая жидкость,эритроцит; желающим подготовить сообщения «Дыхательная функция крови».
МОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани»
Сафина Рамзия Рафхатовна