О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 8 класс » Внутренняя среда организма » Внутренняя среда организма. Кровь.


Цели: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, плазмы; развитие умения самостоятельно работать с учебником. Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: карточки с вопросами, тексты.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. момент

Целеполагание

1 минута

 Знакомит с темой урока и

целью

Ставят себе цель ответить на вопросы,достичь той отметки,

которую желают

получить за урок

2

Работа с разноуровневыми

вопросами

20-25

минут

Раздает вопросы,

объясняет

Отвечают на вопросы

3

Беседа по вопросам

15-20

минут

Организация

дискуссии

Участие в беседе,

Отстаивание своей

точки зрения.

4

Рефлексия

3 минуты

Подводит итог

беседе,анализирует

таблицу

Сравнивают результат таблицы

 с предполагаемым

результатом

5

Индивидуальное задание

1 минута

Дает задание

нарисовать и

найти в тексте

ответы на вопросы

 

 

 

Желающие

записывают

задание

 

Ход урока:

 

1. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием  Внутренняя среда организма,будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности.. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.

 

2. Работа с разноуровневыми вопросами.

А

1. Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности клеток?(Постоянное поступление кислорода,питательных веществ,а также бесперебойное удаление продуктов обмена).

2. В какой среде могут жить клетки?(Все вещества могут проходить только в виде растворов,поэтому клетки существуют лишь в жидкой среде).

3.. Через какую жидкость клетки организма получают нужные и выделяют ненужные вещества?(Через тканевую жидкость,которая,находясь,в постоянном движении,как бы омывает клетки).

4. Непосредственно не соприкосается с клетками,но именно она  поддерживает постоянство состава тканевой жидкости.Что это?(Кровь)

5/ Функции крови: 1.          2.            3.               4.  (Осуществляет связь между органами тела;принимает участие в регуляции работы организма благодаря тому,что железы внутренней секреции выделяют в кровь гормоны;защищает организм от ядовитых веществ,болезнетворных организмов;участвует в регуляции температуры тела,перенося 

тепло от органов,его вырабатывающих,к быстро охлаждающимся органам,например к коже).

6. К какой ткани относится кровь? (Кровь относится к соединительной ткани).

7. Из чего состоит кровь? (Кровь состоит из межклеточного вещества-плазмы,клеток крови(эритроцитов и лейкоцитов) и кровяных пластинок(тромбоцитов).

8. В чем значение плазмы?Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свертывании крови).

9. Что такое плазма крови,каков состав?(Плазма крови-это межклеточное вещество,которая является одной из разновидностей соединительной ткани-крови.

Состав плазмы:90-92%воды;минеральные вещества(соли натрия,кальция и др.);органические вещества (белки,глюкоза и др.)

 

В

10. Состав крови

Элементы крови

Наличие ядра

Цвет

Число1мм³

Продолжительность

жизни

эритроциты

 

 

 

 

лейкоциты

 

 

 

 

тромбоциты

 

 

 

 

 

11. Как происходит свертывание крови?составьте схему.(При повреждении кровеносных сосудов разрушаются и тромбоциты,при этом в плазму выделяется особый фермент-тромбин.Под действием этого фермента растворимый белок плазмы крови фибриноген преобразуется в нерастворимый белок фибрин.Фибрин представляет собой тонкие нити,образующие мелкоячеистую сеть,в которой задерживаются форменные элементы крови.Образуется сгусток,или тромб.)

12. Где происходит образование клеток крови? (Эритроциты,лейкоциты-в красном костном мозге;лимфоциты-в красном костном мозге,в селезенке,в лимфатических узлах).

13. Какой белок входит в состав эритроцитов____________Какую функцию выполняет этот белок?

(Гемоглобин;легко соединяется с кислородом и также легко его отдает,т.е.выполняет дыхательную функцию).

14. Кто впервые изучил движение крови?Когда и в какой работе?(В.Гарвей;в 1628 году вышла книга»Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

 

С

 15. Что такое фагоцитоз?Кто впервые открыл это явление? (Фагоцитоз — этопроцесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ.Явление фагоцитоза обнаружено И.И.Мечниковым в 1882 году.)

16. Зачем больному делают анализ крови?(Состояние крови,т.е. колличество форменных элементов крови,содержание гемоглобина,химический состав плазмы и т.д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека,о виде болезни.Например,повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспалительный процесс в организме;низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов-об анемии и т.д.).

 

3. Беседа по вопросам. Создается дискуссия.Учащиеся  участвуют в беседе ,отстаивают свои точки мнения.

 

4. Рефлексия. Подведем итог беседе,проанализируем таблицу.Ученики сравнивают результат таблицы с преполагаемым результатом.

 

5. Индивидуальное задание:знать определение терминов: лейкоцит,тромбоцит,тканевая жидкость,эритроцит; желающим подготовить сообщения  «Дыхательная функция крови».

 

МОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани»

Сафина Рамзия Рафхатовна

Другие новости по теме: