Учебник: Д. В. Колесов и др. Биология. Человек.
Цели: продолжить формировать знания учащихся об иммунитете, познакомить с видами иммунитета, дать представление о науке «иммунологии», о переливании крови; развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форм.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и
целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки,
которую желают
получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми
вопросами
|
20-25
минут
|
Раздает вопросы,
объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
15-20
минут
|
Организация
дискуссии
|
Участие в беседе,
Отстаивание своей
точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
1 минуты
|
Подводит итог
беседе,анализирует
ответы
|
Сравнение полученного результата с желаемым
|
5
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание, объяснение заданий
|
Желающие
записывают
задание
|
Ход урока:
1. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой иммунологией, историей образования вакцин будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности.. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.
2. Работа с разноуровневыми вопросами.
А
1. Чем занимается иммунология? (изучением иммунитета)
2. Кто изобрел первую вакцину? (Эдуард Дженнер)
3. Какова история появления первой вакцины? (Дженнер заметил,что женщины, доившие больных оспой коров, реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков и перенес на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика оспой,но мальчик не заболел,т.к вирус коровьей оспы не опасен для человека,он вызвал в организме появление антител, нейтрализующих вирус)
4. В чем суть работ Луи Пастера? (он первый понял,что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек не болеет)
5. Что такое вакцина? ( препараты из ослабленных микробов)
6. Что такое прививка? ( введение вакцины)
7. В чем суть естественного и искусственного иммунитета?
8. Что такое аллергия? (повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды)
9. Кто такой донор и реципиент?
В 10. В чем отличие вакцины от сыворотки? ( при введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела, при введении сыворотки- получает антитела в готовом виде)
11. В чем проявляется специфичность вакцин и сывороток? ( обладают строгой направленностью действия)
12. На какие группы подразделяется искусственный и естественный иммунитет?
13. От чего бывает аллергия?
С 14. Что такое совместимость тканей?
15. Почему при переливании крови надо учитывать группу крови донора и больного? (содержащиеся в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами плазмы больного, если их кровь была несовместима)
16. В каких случаях может произойти резус-конфликт? ( когда мать резус-отрицательна, отец-резус-положительный)
3. Беседа по вопросам.Создается дискуссия.Учащиеся участвуют в беседе ,отстаивают свое мнение.
4. Рефлексия. Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5. Индивидуальное задание.
Составить схему переливания групп крови.
Андреева Наталья Александровна
МБОУ «Школа» 58 Казань
andreevana2@mail.ru