О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 8 класс » Пищеварение в желудке и кишечнике » Пищеварение в желудке и кишечнике


Цели:

1.познакомить учащихся с особенностями строения желудка и кишечника;процессами происходящими в них;  свойствами ферментов желудочного сока;рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудочной железы, печени,кишечных желез в пищеварении;особенности всасывании питательных веществ в пищеварительном канале.

2.  развивать умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование:карточки с вопросами,тексты учебника.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг.момент

Целеполагание

1 минута

 Знакомит с темой урока и

целью

Ставят себе цель ответить на вопросы,достичь той отметки,

которую желают

получить за урок

2

Работа с разноуровневыми

вопросами

20

минут

Раздает вопросы,

объясняет

Отвечают на вопросы

3

Беседа по вопросам

10

минут

Организация

дискуссии

Участие в беседе,

Отстаивание своей

точки зрения.

4

Рефлексия

3 минуты

Подводит итог

беседе,анализирует

таблицу

Сравнивают результат таблицы

 с предполагаемым

результатом

5

Тестирование

Проверка и закрепление

знаний.

 

10 минут

Дает задание

выполнить тест

Выполняют тест с выбором одного верного варианта.

6

Индивидуальное задание

1 минута

Дает задание

желающим подготовить сообщения  о значении кулинарной обработки пищи,о режиме питания.

Желающие

записывают задание

 

Ход урока:

 

1. Целеполагание.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения желудка и кишечника,а также с процессами происходящими в них.Будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности.. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.

 

2. Работа с разноуровневыми вопросами.

 

А

 

1. Опишите  особенности  строения желудка? ( по форме похож на большую грушу;вместимость 2-3 л;слизистая имеет много складок;в слизистой расположено 35 млн.желез).

2. Какие процессы происходят в желудке? (за сутки выделяется 2л желудочного сока;желудочный сок=соляная кислота + слизь + ферменты;

под действием соляной кислоты гибнут микробы;слизь защищает желудок от механических,химических и прочих повреждений;под действием ферментов расщепляются белки;всасываются:алкоголь,минеральные соли,вода,аминокислоты,глюкоза).

3. Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? (пища подвергается действию сока поджелудочной железы,желчи и кишечного сока;ферменты двенадцатиперсной кишки расщепляют белки,жиры и углеводы;желчь усиливает действие ферментов).

4. Опишите строение тонкого кишечника? (длина 4,5-5м;начальная часть называется двенадцатиперстной).

5. Какое строение имеет слизистая тонкого кишечника? (слизистая оболочка тонкой кишки имеет множество складок и покрыта бесчисленными   ворсинками).

6.Какова длина толстой кишки?(1,5-2 м). 

7.Что такое аппендикс?Какова его роль?(аппендикс- это один из учатков толстой кишки -узкий червеобразный отросток,длиной 6-8см;орган иммунной системы).

 

В

 

8. Какие процессы происходят в тонком кишечнике? (процессы пищеварения в тонкой кишке состоят из трех этапов:1)полостное пищеварение:белки расщепляются до аминокислот,углеводы-до глюкозы,жиры-до жирных кислот и глицирина;

2) пристеночное пищеварение:перевариванию подвергаются пищевые частички,проникающие в пространства между ворсинками; 3)всасывание:глюкоза и аминокислоты в кровь;

жирные кислоты и глицирин в лимфу,а затем- в кровь).

9.Какие процессы происходят в толстом кишечнике? (аппендикс-орган иммунной системы;в толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи,которые могут здесь находиться 12-20 часов;под действием бактерий происходит расщепление клетчатки;вода всасывается в кровь).

 

С

 

10.Какова роль печени в организме человека? (Печень принимает участие не только в процессе пищеварения.В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества.В этом барьерная роль печени.В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена-животного крахмала).

11.Что такое желчь?Каково ее значение в переваривании пищи?(желчь образуется в клетках печени непрерывно,однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов;она повышает активность ферментов,

выделяемых поджелудочной и кишечной железами,облегчает расщепление жиров,разлагая их на мелкие капельки).

 

3. Беседа по вопросам. Создается дискуссия. Учащиеся  участвуют в беседе, отстаивают свои точки мнения.

 

4. Рефлексия.Подведем итог беседе,проанализируем таблицу.Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

 

5.Тестирование.Проверка и закрепление знаний.

 

Тест.

 

1. В организме человека вода составляет:

a)  20-25%

 

b)  35-40%

c)  60-65%

 

2. В организме человека всасывается без изменений:

a)  белки

 b) вода,минеральные соли

 c) жиры

 

3.  Процесс механической обработки это:

a)  превращение сложных органических веществ в более простые под действием ферментов

b) пища измельчается, смачивается слюной и пищеварительным соком

 

4. В ротовой полости:

a) пища подвергается механической, химической обработке

b) пища подвергается только химической обработке

c) пища подвергается только механической обработке

 

5. Пища из ротовой полости попадает:

 

a) в двенадцатиперстную кишку

b) в глотку

c) в желудок

 

6. Жиры перевариваются:

a)  в ротовой полости         

b)  в желудке

c)  в двенадцатиперстной кишке

 

7. Вещества желчи:

a) ферменты

b) облегчают расщепление жиров

c) жиры

 

8. Аминокислоты всасываются:

a) в кровь

b) в лимфу

c) в ферменты

 

9. Слизистая желудка:

a) складчатая  

b)  гладкая

c) гладкая, складчатая

 

10. В желудочном соке соляная кислота составляет:

a) 50%

b) 10%

c) 0,25%

 

11. Куда открываются протоки поджелудочной железы:

a) ашказанынав желудок

b) в двенадцатиперстную кишку

c) в толстую кишку

 

12  Какие вещества перевариваются в желудке:

 

а белки

б жиры

в углеводы

 

Для выявления пробелов до начала занятия ученик готовит таблицу, куда записывает индексы выбранных им ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

в

б

а

б

в

в

б

а

а

в

б

а

 

6. Индивидуальное задание: поговорки на тему еды и пищеварения,желающие готовят сообщения на темы “Значение кулинарной обработки пищи”,”Режим питания”,”Желудочно-кишечные и глистные заболевания,их предупреждение”.

 

 Сафина Рамзия Рафхатовна. Гимназия № 2 Казань.

Другие новости по теме: