Цели:
1.познакомить учащихся с особенностями строения желудка и кишечника;процессами происходящими в них; свойствами ферментов желудочного сока;рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудочной железы, печени,кишечных желез в пищеварении;особенности всасывании питательных веществ в пищеварительном канале.
2. развивать умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование:карточки с вопросами,тексты учебника.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и
целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы,достичь той отметки,
которую желают
получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми
вопросами
|
20
минут
|
Раздает вопросы,
объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
10
минут
|
Организация
дискуссии
|
Участие в беседе,
Отстаивание своей
точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог
беседе,анализирует
таблицу
|
Сравнивают результат таблицы
с предполагаемым
результатом
|
5
|
Тестирование
Проверка и закрепление
знаний.
|
10 минут
|
Дает задание
выполнить тест
|
Выполняют тест с выбором одного верного варианта.
|
6
|
Индивидуальное задание
|
1 минута
|
Дает задание
желающим подготовить сообщения о значении кулинарной обработки пищи,о режиме питания.
|
Желающие
записывают задание
|
Ход урока:
1. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения желудка и кишечника,а также с процессами происходящими в них.Будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности.. У каждого из вас на парте лежит карточка с вопросами.. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить на этом уроке.
2. Работа с разноуровневыми вопросами.
А
1. Опишите особенности строения желудка? ( по форме похож на большую грушу;вместимость 2-3 л;слизистая имеет много складок;в слизистой расположено 35 млн.желез).
2. Какие процессы происходят в желудке? (за сутки выделяется 2л желудочного сока;желудочный сок=соляная кислота + слизь + ферменты;
под действием соляной кислоты гибнут микробы;слизь защищает желудок от механических,химических и прочих повреждений;под действием ферментов расщепляются белки;всасываются:алкоголь,минеральные соли,вода,аминокислоты,глюкоза).
3. Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке? (пища подвергается действию сока поджелудочной железы,желчи и кишечного сока;ферменты двенадцатиперсной кишки расщепляют белки,жиры и углеводы;желчь усиливает действие ферментов).
4. Опишите строение тонкого кишечника? (длина 4,5-5м;начальная часть называется двенадцатиперстной).
5. Какое строение имеет слизистая тонкого кишечника? (слизистая оболочка тонкой кишки имеет множество складок и покрыта бесчисленными ворсинками).
6.Какова длина толстой кишки?(1,5-2 м).
7.Что такое аппендикс?Какова его роль?(аппендикс- это один из учатков толстой кишки -узкий червеобразный отросток,длиной 6-8см;орган иммунной системы).
В
8. Какие процессы происходят в тонком кишечнике? (процессы пищеварения в тонкой кишке состоят из трех этапов:1)полостное пищеварение:белки расщепляются до аминокислот,углеводы-до глюкозы,жиры-до жирных кислот и глицирина;
2) пристеночное пищеварение:перевариванию подвергаются пищевые частички,проникающие в пространства между ворсинками; 3)всасывание:глюкоза и аминокислоты в кровь;
жирные кислоты и глицирин в лимфу,а затем- в кровь).
9.Какие процессы происходят в толстом кишечнике? (аппендикс-орган иммунной системы;в толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи,которые могут здесь находиться 12-20 часов;под действием бактерий происходит расщепление клетчатки;вода всасывается в кровь).
С
10.Какова роль печени в организме человека? (Печень принимает участие не только в процессе пищеварения.В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества.В этом барьерная роль печени.В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена-животного крахмала).
11.Что такое желчь?Каково ее значение в переваривании пищи?(желчь образуется в клетках печени непрерывно,однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов;она повышает активность ферментов,
выделяемых поджелудочной и кишечной железами,облегчает расщепление жиров,разлагая их на мелкие капельки).
3. Беседа по вопросам. Создается дискуссия. Учащиеся участвуют в беседе, отстаивают свои точки мнения.
4. Рефлексия.Подведем итог беседе,проанализируем таблицу.Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5.Тестирование.Проверка и закрепление знаний.
Тест.
1. В организме человека вода составляет:
a) 20-25%
b) 35-40%
c) 60-65%
2. В организме человека всасывается без изменений:
a) белки
b) вода,минеральные соли
c) жиры
3. Процесс механической обработки это:
a) превращение сложных органических веществ в более простые под действием ферментов
b) пища измельчается, смачивается слюной и пищеварительным соком
4. В ротовой полости:
a) пища подвергается механической, химической обработке
b) пища подвергается только химической обработке
c) пища подвергается только механической обработке
5. Пища из ротовой полости попадает:
a) в двенадцатиперстную кишку
b) в глотку
c) в желудок
6. Жиры перевариваются:
a) в ротовой полости
b) в желудке
c) в двенадцатиперстной кишке
7. Вещества желчи:
a) ферменты
b) облегчают расщепление жиров
c) жиры
8. Аминокислоты всасываются:
a) в кровь
b) в лимфу
c) в ферменты
9. Слизистая желудка:
a) складчатая
b) гладкая
c) гладкая, складчатая
10. В желудочном соке соляная кислота составляет:
a) 50%
b) 10%
c) 0,25%
11. Куда открываются протоки поджелудочной железы:
a) ашказанынав желудок
b) в двенадцатиперстную кишку
c) в толстую кишку
12 Какие вещества перевариваются в желудке:
а белки
б жиры
в углеводы
Для выявления пробелов до начала занятия ученик готовит таблицу, куда записывает индексы выбранных им ответов.
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Ответ
|
в
|
б
|
а
|
б
|
в
|
в
|
б
|
а
|
а
|
в
|
б
|
а
|
6. Индивидуальное задание: поговорки на тему еды и пищеварения,желающие готовят сообщения на темы “Значение кулинарной обработки пищи”,”Режим питания”,”Желудочно-кишечные и глистные заболевания,их предупреждение”.
Сафина Рамзия Рафхатовна. Гимназия № 2 Казань.