Цели:
1. Дать представление о строении и работе сердца.
2. Развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
3. Формирование исследовательских навыков.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы, рисунки, муляж сердца.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент.
Актуализация знаний (выборочно).
|
10 минут
|
Знакомит с новой темой, выборочный опрос по пройденной теме.
|
Записывают тему в тетрадях, обсуждение пройденной темы.
|
2
|
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой и целью урока, объяснение хода урока.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
3
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
15 минут
|
Дает задания ответить на вопросы в рабочей тетради, используя учебник.
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подведение итогов работы
|
Сравнение полученный результат с желаемым
|
5
|
Закрепление полученных знаний
|
10 минут
|
Работа по вопросам нового материала
|
Отвечают на вопросы учителя не пользуясь учебником
|
6
|
Индивидуальное задание
|
1 минуты
|
Дает задание, объяснение заданий
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
Орг. момент. Актуализация знаний. Проверка знаний (выборочно).
У: Тема сегодняшнего урока строение и работа сердца. Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним предыдущий урок, а именно, сколько камер имеет сердце, как называются отделы сердца?
Ответ учеников: Сердце состоит из четырех камер, отделы сердца — левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.
У:Сколько кругов кровообращения у млекопитающих, назовите их?
Ответ учеников: Два круга — большой и малый.
У:Чем артериальная кровь отличается от венозной?
Ответ учеников: Венозная кровь по виду более тёмная, она бедна кислородом и насыщена углекислым газом. Артериальная кровь имеет ярко-алый оттенок, насыщена кислородом.
Целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и работой сердца. Узнаем, что представляет собой сердечный цикл. На уроке мы будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. На полях рабочей тетради поставьте ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, были ли достигнуты поставленные цели.
Работа с разноуровневыми вопросами.
А.
1.Где находится сердце? Каковы его размеры?
2. Из каких слоев состоит стенка сердца?
3. Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка
В.
4. Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?
5. Что такое автоматизм сердца?
6.Прочитайте §22 «Строение и работа сердца». Сделайте подписи к рисунку.
7. На рисунке сердца дорисуйте сосочковые мышцы и сухожильные нити
С.
8. Заполните таблицу:
Фазы сердечного цикла |
Положение клапанов (открыты/закрыты)
|
Направление движения крови
|
Время, с
|
Сокращение предсердий
|
Створчатые
Полулунные
|
|
|
Сокращение желудочков
|
Створчатые
Полулунные
|
|
|
Пауза
|
Створчатые
Полулунные
|
|
|
9.Прочитайте статью «Регуляция сердечных сокращений». Ответьте на вопросы:
1. Как на работу сердца влияют адреналин, соли кальция, симпатический нерв?
2. Как на работу сердца влияют соли кали и блуждающий нерв?
Рефлексия.
Подведем итог, проанализимуем выполненную работу. Ученики сравнивают результат выполненной работы с предполагаемым результатом. Ученикам, не сумевшим выполнить задания на «4» и «5», но желающим улучшить свой результат, предлагается выполнить домашнее задание.
Закрепление полученных знаний.
Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
Индивидуальное задание.
Подготовить сообщения на тему «Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы».
МОУ «СОШ №58» г. Казань.
Земскова Ольга Александровна