О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 7 класс » Позвоночные » Позвоночные. Классы рыб.


УМК под руководством В. В. Пасечника.

Цели:

1. Дать представление о классах рыб.

2. Развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

3. Формирование исследовательских навыков.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы, рисунки, фотографии.

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. момент.

Актуализация знаний (выборочно).

10 минут

Знакомит с новой темой, выборочный опрос по пройденной теме.

Записывают тему в тетрадях, обсуждение пройденной темы.

2

Целеполагание

1 минута

Знакомит с темой и целью урока, объяснение хода урока.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

3

Работа с разноуровневыми вопросами

15 минут

Дает задания ответить на вопросы в рабочей тетради, используя учебник.

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником

4

Рефлексия

3 минуты

Подведение итогов работы

Сравнение полученного результата с желаемым

5

Закрепление полученных знаний

10 минут

Работа по вопросам нового материала

Отвечают на вопросы учителя не пользуясь учебником

6

Индивидуальное задание

1 минуты

Дает задание, объяснение заданий

Желающие записывают задание

 

Ход урока:

 

1. Орг. момент. Актуализация знаний. Проверка знаний (выборочно).

У: Тема сегодняшнего урока Классы Рыб. В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на два класса: Хрящевые и Костные. Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним предыдущий урок, а именно к какому типу животных относятся рыбы?

Ответ учеников: Рыбы относятся к типу Хордовые.

У: На какие подтипы делится тип, и к какому подтипу относится класс?

Ответ учеников: подтипы Бесчерепные и Черепные (Позвоночные). Классы Рыб относятся к позвоночным животным.

У: К Бесчерепным животным относится только один класс — Ланцетники. Какие животные относятся к позвоночным?

Ответ учеников: Круглоротые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

 

2. Целеполагание

Сегодня на уроке мы познакомимся со многими представителями классов рыб. Узнаем в чем разница между хрящевыми и костными рыбами, а также рассмотрим общий план строения рыб. На уроке мы будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. На полях рабочей тетради поставьте ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, были ли достигнуты поставленные цели.

 

3. Работа с разноуровневыми вопросами.

А.

1. Перечислите древние признаки у современных хрящевых рыб.

2. Укажите, какое из утверждений верно.

а) Рыбы появились сначала в морских соленых водоемах, а затем в пресных.

б) Рыбы появились в пресных водоемах материков, а затем в морской соленой воде.

3. Укажите стрелками, какую форму тела имеют перечисленные костные рыбы.

 

Рыбы

Форма тела

Налим, сом, рыба-меч

Вытянутая сплюснутая

Скалярия, рыба-луна

Змееобразная

Щука, судак, треска

Торпедообразная

Камбала, палтус

Шарообразная

Мурена, вьюн, угорь

Листовидная

4. На рисунке изображено внешнее строение рыбы. Подпишите части рыбы и названия плавников.

 

В.

5. Какую функцию выполняет чешуя?

6.Для чего рыбам необходимы секреты, выделяемые различными кожными железами?

7. Сколько всего плавников у рыбы? Назовите парные и непарные плавники рыб. Закончите предложения.

Всего_____________плавников. Из них____________ парные плавники, а __________ — непарные плавники.

8. На рисунке изображено внутреннее строение рыбы. Подпишите указанные органы рыбы.

 

С.

9.Что произойдет, если организм рыбы не сможет регулировать увеличение и уменьшение объема плавательного пузыря?

10.Можно ли по цвету жабр определить свежесть рыбы как продукта питания? Какого цвета жабры у недавно пойманной рыбы. Объясните свою точку зрения.

11. Вспомните строение кровеносной системы ланцетника. Сравните строение кровеносной системы ланцетника и костных рыб. Какие усложнения вы выявили?

12. Перечислите, в чем заключается хозяйственное значение рыб для человека.

 

4. Рефлексия.

Подведем итог, проанализимуем выполненную работу. Ученики сравнивают результат выполненной работы с предполагаемым результатом. Ученикам, не сумевшим выполнить задания на «4» и «5», но желающим улучшить свой результат, предлагается выполнить домашнее задание.

  

5. Закрепление полученных знаний.

Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

 

6. Индивидуальное задание.

Подготовить ответы на вопросы устно:

1. В чем особенность строения всех костных рыб?

2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных?

3. Что такое боковая линия?

 

МОУ «СОШ № 58» г. Казань. Педагог Земскова Ольга Александровна.

Другие новости по теме: