УМК под руководством В. В. Пасечника.
Цели:
1. Дать представление о классах рыб.
2. Развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
3. Формирование исследовательских навыков.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы, рисунки, фотографии.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент.
Актуализация знаний (выборочно).
|
10 минут
|
Знакомит с новой темой, выборочный опрос по пройденной теме.
|
Записывают тему в тетрадях, обсуждение пройденной темы.
|
2
|
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой и целью урока, объяснение хода урока.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
3
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
15 минут
|
Дает задания ответить на вопросы в рабочей тетради, используя учебник.
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подведение итогов работы
|
Сравнение полученного результата с желаемым
|
5
|
Закрепление полученных знаний
|
10 минут
|
Работа по вопросам нового материала
|
Отвечают на вопросы учителя не пользуясь учебником
|
6
|
Индивидуальное задание
|
1 минуты
|
Дает задание, объяснение заданий
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
1. Орг. момент. Актуализация знаний. Проверка знаний (выборочно).
У: Тема сегодняшнего урока Классы Рыб. В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на два класса: Хрящевые и Костные. Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним предыдущий урок, а именно к какому типу животных относятся рыбы?
Ответ учеников: Рыбы относятся к типу Хордовые.
У: На какие подтипы делится тип, и к какому подтипу относится класс?
Ответ учеников: подтипы Бесчерепные и Черепные (Позвоночные). Классы Рыб относятся к позвоночным животным.
У: К Бесчерепным животным относится только один класс — Ланцетники. Какие животные относятся к позвоночным?
Ответ учеников: Круглоротые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
2. Целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся со многими представителями классов рыб. Узнаем в чем разница между хрящевыми и костными рыбами, а также рассмотрим общий план строения рыб. На уроке мы будем находить ответы на вопросы в тексте, правильно объяснять их значение и особенности. На полях рабочей тетради поставьте ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, были ли достигнуты поставленные цели.
3. Работа с разноуровневыми вопросами.
А.
1. Перечислите древние признаки у современных хрящевых рыб.
2. Укажите, какое из утверждений верно.
а) Рыбы появились сначала в морских соленых водоемах, а затем в пресных.
б) Рыбы появились в пресных водоемах материков, а затем в морской соленой воде.
3. Укажите стрелками, какую форму тела имеют перечисленные костные рыбы.
Рыбы
|
Форма тела
|
Налим, сом, рыба-меч
|
Вытянутая сплюснутая
|
Скалярия, рыба-луна
|
Змееобразная
|
Щука, судак, треска
|
Торпедообразная
|
Камбала, палтус
|
Шарообразная
|
Мурена, вьюн, угорь
|
Листовидная
|
4. На рисунке изображено внешнее строение рыбы. Подпишите части рыбы и названия плавников.
В.
5. Какую функцию выполняет чешуя?
6.Для чего рыбам необходимы секреты, выделяемые различными кожными железами?
7. Сколько всего плавников у рыбы? Назовите парные и непарные плавники рыб. Закончите предложения.
Всего_____________плавников. Из них____________ парные плавники, а __________ — непарные плавники.
8. На рисунке изображено внутреннее строение рыбы. Подпишите указанные органы рыбы.
С.
9.Что произойдет, если организм рыбы не сможет регулировать увеличение и уменьшение объема плавательного пузыря?
10.Можно ли по цвету жабр определить свежесть рыбы как продукта питания? Какого цвета жабры у недавно пойманной рыбы. Объясните свою точку зрения.
11. Вспомните строение кровеносной системы ланцетника. Сравните строение кровеносной системы ланцетника и костных рыб. Какие усложнения вы выявили?
12. Перечислите, в чем заключается хозяйственное значение рыб для человека.
4. Рефлексия.
Подведем итог, проанализимуем выполненную работу. Ученики сравнивают результат выполненной работы с предполагаемым результатом. Ученикам, не сумевшим выполнить задания на «4» и «5», но желающим улучшить свой результат, предлагается выполнить домашнее задание.
5. Закрепление полученных знаний.
Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
6. Индивидуальное задание.
Подготовить ответы на вопросы устно:
1. В чем особенность строения всех костных рыб?
2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных?
3. Что такое боковая линия?
МОУ «СОШ № 58» г. Казань. Педагог Земскова Ольга Александровна.