О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Биология » 11 класс » Взаимодействие организма и среды » Взаимоотношения между организмами.Симбиотические отношения между организмами.


Цели: Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами;

сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.

 

Тип  урока: изучение и  первичное закрепление знаний и способов деятельности.

 

Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.

 

 

  Этап урока

  Время

 Деятельность

    учителя

Деятельность

  ученика

 1

Орг. момент

Целеполагание

 1 минута

 Знакомит с темой.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

 2

Работа с разноуровневыми вопросами

 20 минут

Раздаёт  вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.

3

Ответы на вопросы

17 минут

Работа по вопросам нового мате-риала;

Отвечают устно.

 4

Рефлексия

 3 минуты

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.

 5

Индивидуальное задание

4 минуты

Дает  задание желающим подготовить сообщения.

Желающие записывают задание

 

Ход урока:

  

У: Живые организмы определенным образом связаны друг с другом.  Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений. Сегодня рассмотрим позитивные отношения между организмами. Мы будем совершенствовать умение анализировать, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ  путем выполнения заданий типа В. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.

 

А.

    1) Случайно ли живые организмы поселяются друг с другом? ( Не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию).

    2) Какие  главные типы отношений между организмами существуют?

       ( По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные).

    3) Что такое симбиоз? ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе,         bios — жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).

    4) Назовите формы симбиоза. ( Кооперация, мутуализм, комменсализм).

    5) В чем заключаются особенности :

 

-кооперации? ( При кооперации польза для всех партнеров очевидна, но не обязательна).

 -мутуализма? ( При мутуализме возникает взаимополезное сожительство, но присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них).

 - комменсализма? ( При комменсализме  один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично).

 

В.

 

  6) Приведите примеры кооперации, мутуализма, комменсализма.

 

  7) Какие характерные признаки свойственные симбиозу? ( Это взаимополезное сожительство живых организмов).

 

  8)  Докажите, что типичным  симбиозом является  взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших. ( Термиты питаются древесиной, однако у них  нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших — симбионтов — термиты погибают от голода).

 

С.

 

9)  Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство? ( При таких взаимодействиях  один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений).

 

10) Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев. ( Н-р, сожительство гриба с корнями высших растений — микориза. Мицелий гриба проникает  внутрь корня, получая от растения- партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее).

 

11. Соедините стрелками понятия с соответствующими им  определениями.

 

1. Мутуализм

1.Особи одного вида используют
остатки пищи другого вида

 

2. Комменсализм

(нахлебничество)

2.Особи одного вида предоставляют

убежище особям другого вида,
и это  не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

 

 

( квартирантство)

 

3.Совместное взаимовыгодное
сосуществование особей двух или более видов.

Ответ: 1-3; 2-1; 3-2.

 

 3.Работа  с вопросами.

Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.

 

4. Рефлексия.

 Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

 

 

5. Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщение о разных формах симбиоза (по желанию учащихся).

 

МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани

Сафина РамзияРафхатовна

Другие новости по теме: