Цели: Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами;
сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; подготовка к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В и С.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Оборудование: тексты, карточки с вопросами, таблицы, схемы, рисунки.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Орг. момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой.
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми вопросами
|
20 минут
|
Раздаёт вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы, пользуясь учебником.
|
3
|
Ответы на вопросы
|
17 минут
|
Работа по вопросам нового мате-риала;
|
Отвечают устно.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат «Карты успеха» с желаемым результатом.
|
5
|
Индивидуальное задание
|
4 минуты
|
Дает задание желающим подготовить сообщения.
|
Желающие записывают задание
|
Ход урока:
У: Живые организмы определенным образом связаны друг с другом. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений. Сегодня рассмотрим позитивные отношения между организмами. Мы будем совершенствовать умение анализировать, вести целенаправленную подготовку к ЕГЭ путем выполнения заданий типа В. Поставьте на полях тетради ту оценку, которую хотели бы получить за урок. В конце мы сможем увидеть, свои результаты и достигли ли цели. Свои успехи будем отражать в карте успеха.
А.
1) Случайно ли живые организмы поселяются друг с другом? ( Не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию).
2) Какие главные типы отношений между организмами существуют?
( По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные).
3) Что такое симбиоз? ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе, bios — жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).
4) Назовите формы симбиоза. ( Кооперация, мутуализм, комменсализм).
5) В чем заключаются особенности :
-кооперации? ( При кооперации польза для всех партнеров очевидна, но не обязательна).
-мутуализма? ( При мутуализме возникает взаимополезное сожительство, но присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них).
- комменсализма? ( При комменсализме один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично).
В.
6) Приведите примеры кооперации, мутуализма, комменсализма.
7) Какие характерные признаки свойственные симбиозу? ( Это взаимополезное сожительство живых организмов).
8) Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших. ( Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших — симбионтов — термиты погибают от голода).
С.
9) Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство? ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений).
10) Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев. ( Н-р, сожительство гриба с корнями высших растений — микориза. Мицелий гриба проникает внутрь корня, получая от растения- партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее).
11. Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
1. Мутуализм
|
1.Особи одного вида используют
остатки пищи другого вида
|
2. Комменсализм
(нахлебничество)
|
2.Особи одного вида предоставляют
убежище особям другого вида,
и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
|
( квартирантство)
|
3.Совместное взаимовыгодное
сосуществование особей двух или более видов.
|
Ответ: 1-3; 2-1; 3-2.
3.Работа с вопросами.
Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
4. Рефлексия.
Подведем итог, проанализируем таблицу. Ученики сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
5. Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщение о разных формах симбиоза (по желанию учащихся).
МОУ гимназия №2 Московского района г.Казани
Сафина РамзияРафхатовна