Учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в двух частях под редакцией Г. И. Беленького. Москва. Мнемозина. 2010 г.
Цели и задачи:
Образовательные: осознать и осмыслить идейное содержание повести; учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки анализа текста; углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, умение понимать художественный текст.
Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО ( технология индивидуального обучения)
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания, тексты произведения Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»
Цели и задачи:
Образовательные: осознать и осмыслить идейное содержание повести; учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки анализа текста; углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, умение понимать художественный текст.
Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО ( технология индивидуального обучения)
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания, тексты произведения Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Проект урока:
№ |
Этапы урока
|
Время
мин.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент.
|
1
|
Психологический настрой учащихся на учебный процесс
|
Самоконтроль- проверка готовности к уроку
|
2.
|
Вступительная беседа. Целеполагание
|
2
|
Краткий диалог с учащимися, подводит к теме урока, знакомит с целями и задачами
|
Диалог с учителем.
Знакомятся с целями и задачами урока.. Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.
|
3.
|
Самостоятельная работа
|
25
|
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Консультирует учащихся.
Проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь
|
Выполняют задания по карточкам, отмечают свои достижения на
« карте успеха»
|
4.
|
Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.
|
15
|
Организует диалог с учащимися, помогает сделать выводы.
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся делать выводы.
|
5.
|
Итоги урока.
Рефлексия.
|
1
|
Подводит итоги урока, анализирует « карту успеха».
|
Оценивают свои собственные достижения
|
6.
|
Домашнее задание
|
1
|
Дает задание
|
Желающие берут дополнительные задания.
|
Карточка с заданиями
На «3»:
1.Какова роль бытовых деталей, деталей интерьера в повести?
2.Какова роль пейзажа в произведении?
3. С чем ассоциируется у автора степь?
4. Какие образы помогают создать образ степи?
5.Какая цветовая лексика помогает представить эти образы?
6. Картину природы автор дополняет множеством звуков. Каких?
На «4»:
1. Найдите в произведении примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?
2. Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи?
3. Какова функция описания Днепра?
4. Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется?
5. Как рисуются в сражениях польские воины?
Найдите описания польских воинов. Как и с какой целью Гоголь изображает внешний вид поляков?
6. Как меняется внешний облик Андрия, попавшего в польскую среду? Какую роль играют внешние изменения?
На «5»:
1.Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?
2. Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?
3. Приведите примеры тропов, встретившихся в повести.
4. Какова роль гиперболы в повести? Приведите примеры.
5. Благодаря каким художественным средствам достигается яркий, незабываемый колорит повести?
6. Какие темы получили свое развитие в повести?
Дополнительные задания по повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
- В чем же основная идея повести?
- Что хотел сказать своим читателям Н.В.Гоголь?
- Почему повесть названа « Тарас Бульба»?
- Кто же такой Тарас? Герой? Преступник?
- Можно ли считать Тараса Бульбу сыном своей эпохи?
- Какие его поступки восхищают, а какие приводят в тупик, непонимание?
Стрик Галина Александровна
МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»
cherdynsosh@mail.ru