О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » Тарас Бульба » Художественные особенности повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»


Учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ в двух частях под редакцией Г. И. Беленького. Москва. Мнемозина. 2010 г.

Цели и задачи:
Образовательные: осознать и осмыслить идейное содержание повести; учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки анализа текста; углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, умение понимать художественный текст.
Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО ( технология индивидуального обучения)
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания, тексты произведения Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»

Цели и задачи:
Образовательные: осознать и осмыслить идейное содержание повести; учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки анализа текста; углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести.
Развивающие: развивать память, творческое мышление, культуру речи, умение понимать художественный текст.
Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе и к истории России через анализ произведения.
Педагогические технологии: элементы ТИО ( технология индивидуального обучения)
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания, тексты произведения Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Проект урока:

Этапы урока

Время
мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.

1

Психологический настрой учащихся на учебный процесс

Самоконтроль- проверка готовности к уроку

2.

Вступительная беседа. Целеполагание

2

Краткий диалог с учащимися, подводит к теме урока, знакомит с целями и задачами

Диалог с учителем.
Знакомятся с целями и задачами урока.. Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.

3.

Самостоятельная работа

25

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Консультирует учащихся.
Проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь

Выполняют задания по карточкам, отмечают свои достижения на
« карте успеха»

4.

Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек.

15

Организует диалог с учащимися, помогает сделать выводы.

Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся делать выводы.

5.

Итоги урока.
Рефлексия.

1

Подводит итоги урока, анализирует « карту успеха».

Оценивают свои собственные достижения

6.

Домашнее задание

1

Дает задание

Желающие берут дополнительные задания.

 Карточка с заданиями
На «3»:
1.Какова роль бытовых деталей, деталей интерьера в повести?
2.Какова роль пейзажа в произведении?
3. С чем ассоциируется у автора степь?
4. Какие образы помогают создать образ степи?
5.Какая цветовая лексика помогает представить эти образы?
6. Картину природы автор дополняет множеством звуков. Каких?
На «4»:
1. Найдите в произведении примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?
2. Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи?
3. Какова функция описания Днепра?
4. Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется?
5. Как рисуются в сражениях польские воины?
Найдите описания польских воинов. Как и с какой целью Гоголь изображает внешний вид поляков?
6. Как меняется внешний облик Андрия, попавшего в польскую среду? Какую роль играют внешние изменения?
На «5»:
1.Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?
2. Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?
3. Приведите примеры тропов, встретившихся в повести.
4. Какова роль гиперболы в повести? Приведите примеры.
5. Благодаря каким художественным средствам достигается яркий, незабываемый колорит повести?
6. Какие темы получили свое развитие в повести?
 Дополнительные задания по повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»

  1. В чем же основная идея повести?
  2. Что хотел сказать своим читателям Н.В.Гоголь?
  3. Почему повесть названа « Тарас Бульба»?
  4. Кто же такой Тарас? Герой? Преступник?
  5. Можно ли считать Тараса Бульбу сыном своей эпохи?
  6. Какие его поступки восхищают, а какие приводят в тупик, непонимание?

Стрик Галина Александровна
МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»
cherdynsosh@mail.ru

Другие новости по теме: