О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » В. Г. Короленко «Дети подземелья» » Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»


Цели и задачи:
Образовательные:
способствовать переосмыслению понятия « человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.
Развивающие: развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся.
Воспитательные: формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Педагогические технологии: элементы ТИО.

Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.

Оборудование: карточки-задания, презентация к произведению « Дети подземелья».

 

Проект урока:


Этапы урока

Время
мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

1

Психологический настрой учащихся на учебный процесс.

Самоконтроль  — проверка готовности к уроку

2

Вступительная беседа

3

Кратко говорит о писателе и ведет диалог с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя

3

Целеполагание

1

Знакомит с темой и целью урока

Ставят перед собой учебную цель. которую желают достичь за урок.

4

Самостоятельная работа

20

Проверка, контроль, оказание помощи

Учащиеся работают по карточкам, фиксируют ответы в тетради, работают с текстами.

5

Обсуждение вопросов разноуровневых карточек с показом слайдов

16

Организует диалог с учащимися, помогает сделать вывода с помощью слайдов

Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся выводы.

6

Итоги урока.
Рефлексия.

3

Оценивает работу учащихся

Оценивают свои собственные достижения.

7

Домашнее задание

1

Дает задание

Желающие записывают

В. Г. Короленко «Дети подземелья»
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес, уважение, бережное отношение к человеку.
В. Г. Короленко, обладая уникальным литературным талантом. Сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, — это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром — чутким сердцем — обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
Сегодня заключительный урок по повести В. Г. Короленко « Дети подземелья».
Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
Но все — таки в этом произведении есть и светлые тона. Попробуем их увидеть. Именно поэтому мы с вами отправимся в дорогу. Которой шел главный герой повести Вася.
О какой дороге я говорю? О дороге « сердца». Попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася.
3 .Тема нашего урока: « Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».
ЦЕЛЕПОЛАГАНИ Е.
Наша задача: понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки извлекает Вася и какие нравственные уроки можем извлечь мы, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями « дурного общества».
4. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
А сейчас работаем по карточкам (приложение).
Поставьте себе на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
5. Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек и показ слайдов.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Закончить предложение: « Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»
- Поднимите руки, кто прошел заданный уровень?
- Кто достиг своей цели? А кто сделал лучше?
- Очень хорошо. Сдайте тетради с выполненной работой. Все получите оценки после проверки работ.
7. Домашнее задание.
Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других людей?
Что значит уметь сострадать?
Гуманизм – гуманность человечность, человеколюбие.
Самостоятельная работа
Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
Дополнительное задание: Кроссворд по произведению «Дети подземелья»
Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к детям подземелья.
Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю.
Должность отца Васи.
Самое красивое здание в Княж-городке.
Что скрасило последние дни умирающей Маруси?
Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.
Чувство, которое испытывает Вася в родном доме.
Место, где жили Валек и Маруся.
Дерево, которое росло перед входом в подземелье.

 

Скачать презентацию к уроку dety_podzemelia.zip [6.16 Mb]

Стрик Г. А.
Чердынская СШ
cherdynsosh@mail.ru

Другие новости по теме: