Цели и задачи:
Образовательные: способствовать переосмыслению понятия « человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.
Развивающие: развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся.
Воспитательные: формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Педагогические технологии: элементы ТИО.
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки-задания, презентация к произведению « Дети подземелья».
Проект урока:
№ |
Этапы урока
|
Время
мин.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
Оргмомент
|
1
|
Психологический настрой учащихся на учебный процесс.
|
Самоконтроль — проверка готовности к уроку
|
2
|
Вступительная беседа
|
3
|
Кратко говорит о писателе и ведет диалог с учащимися.
|
Отвечают на вопросы учителя
|
3
|
Целеполагание
|
1
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят перед собой учебную цель. которую желают достичь за урок.
|
4
|
Самостоятельная работа
|
20
|
Проверка, контроль, оказание помощи
|
Учащиеся работают по карточкам, фиксируют ответы в тетради, работают с текстами.
|
5
|
Обсуждение вопросов разноуровневых карточек с показом слайдов
|
16
|
Организует диалог с учащимися, помогает сделать вывода с помощью слайдов
|
Работают устно по вопросам разноуровневых карточек и учатся выводы.
|
6
|
Итоги урока.
Рефлексия.
|
3
|
Оценивает работу учащихся
|
Оценивают свои собственные достижения.
|
7
|
Домашнее задание
|
1
|
Дает задание
|
Желающие записывают
|
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес, уважение, бережное отношение к человеку.
В. Г. Короленко, обладая уникальным литературным талантом. Сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, — это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром — чутким сердцем — обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
Сегодня заключительный урок по повести В. Г. Короленко « Дети подземелья».
Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
Но все — таки в этом произведении есть и светлые тона. Попробуем их увидеть. Именно поэтому мы с вами отправимся в дорогу. Которой шел главный герой повести Вася.
О какой дороге я говорю? О дороге « сердца». Попробуем испытать те переживания, которые испытал Вася.
3 .Тема нашего урока: « Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».
ЦЕЛЕПОЛАГАНИ Е.
Наша задача: понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки извлекает Вася и какие нравственные уроки можем извлечь мы, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями « дурного общества».
4. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
А сейчас работаем по карточкам (приложение).
Поставьте себе на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
5. Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек и показ слайдов.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Закончить предложение: « Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»
- Поднимите руки, кто прошел заданный уровень?
- Кто достиг своей цели? А кто сделал лучше?
- Очень хорошо. Сдайте тетради с выполненной работой. Все получите оценки после проверки работ.
7. Домашнее задание.
Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других людей?
Что значит уметь сострадать?
Гуманизм – гуманность человечность, человеколюбие.
Самостоятельная работа
Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
Дополнительное задание: Кроссворд по произведению «Дети подземелья»
Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к детям подземелья.
Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю.
Должность отца Васи.
Самое красивое здание в Княж-городке.
Что скрасило последние дни умирающей Маруси?
Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.
Чувство, которое испытывает Вася в родном доме.
Место, где жили Валек и Маруся.
Дерево, которое росло перед входом в подземелье.
Скачать презентацию к уроку dety_podzemelia.zip [6.16 Mb]
Стрик Г. А.
Чердынская СШ
cherdynsosh@mail.ru