О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 6 класс » В. Г. Короленко «Дети подземелья» » Мир смутных вопросов и ощущений


Учебник: Литература. 6 класс. Учебник — хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Г. И. Беленького. Москва. Мнемозина. 2011 г.
Цели и задачи:
Образовательные
: отрабатывать навыки осознанного чтения произведения;
- формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
Развивающие: развивать навыки самоанализа; речь, память учащихся.
Воспитательные: воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
Педагогические технологии: элементы ТИО.
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся на уроке.
Оборудование: карточки — задания; презентация к произведению «Дети подземелья»

ПРОЕКТ УРОКА:

Этапы урока

Время
Мин.

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

1

Психологический настрой учащихся на учебный процесс

Самоконтроль — проверка готовности к уроку

2.

Вступительная беседа

2

Кратко вводит учащихся в тему урока, ведет диалог с учащимися.
Словарная работа.

Отвечают на вопросы учителя

3.

Целеполагание

1

Знакомит с темой и целью урока

Ставят перед собой учебную цель. которую желают достичь за урок.

4.

Самостоятельная работа.

25

Проверка, контроль, оказание помощи

Учащиеся работают по карточкам. фиксируют ответы в тетради, работают с текстом

5.

Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек, показ слайдов

14

Организует диалог с учащимися. дополняет, помогает сделать выводы. Показ слайдов.

Работают устно по вопросам разноуровневых карточек, учатся делать выводы.

6.

Итоги урока.
Рефлексия.

1

Оценивает работу учащихся

Оценивают свои собственные достижения

7.

Домашнее задание

1

Дает задание

Желающие записывают

Ход урока:
 …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
1. Оргмомент. В.Г.Короленко.
2. Вступительное слово учителя.
Мы живем с вами в 21 веке, намного позже тех лет, когда была написана повесть В.Г.Короленко Дети подземелья» — одно из лучших произведений о детской дружбе в классической литературе 19 века. Писатель показал, что в жизни человека бывают не только горе, страдания, но и радость, которую приносит дружеская привязанность, взаимопонимание между людьми, все те прекрасные и благородные чувства, которые способны осветить самые темные углы подземелья.
Короленко построил свое произведение так, что каждый из его героев должен для себя сделать выбор, принять единственно верное решение. Повесть убеждает нас, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям, независимо от их общественного и имущественного положения, облагораживает личность, побуждает светлые чувства. Повесть открывает перед нами духовный мир взрослых и детей, знакомит с конфликтами общественного и психологического характера, учит активно вмешиваться в жизнь, защищая добро и справедливость.
- Вспомните, какие слова сказал пан Тыбурций Васе.
(«Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»)
- Как вы понимаете эти слова?
- Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделен человек, «имеющий сердце»?
( доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование)
- А как вы понимаете эти слова?( на доске появляются толкования слов)
ЛЮБОВЬ — чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Без любви добра не бывает. …возлюби ближнего своего, как самого себя.
ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта — это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Д.С.Лихачев.
МИЛОСЕРДИЕ — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
СОСТРАДАНИЕ — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.
СОВЕСТЬ — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ — жертвование своими личными интересами ради других.
Эти слова нам понадобятся сегодня на уроке.
3. Тема нашего урока: « МИР СМУТНЫХ ВОПРОСОВ И ОЩУЩЕНИЙ» по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
НАША ЗАДАЧА: понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с с нищими детьми, обитателями старой часовни, проанализировать фрагменты текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев и воспитывать в себе доброе отношение к людям.
4. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
- А сейчас работаем по карточкам (приложение)
Поставьте себе на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке.
5. Обсуждение некоторых вопросов разноуровневых карточек и показ презентации.
6. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- Чему учит повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»?
ВЫВОД: повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья» учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.
В заключение процитирую слова замечательного русского писателя Л.Н.Толстого.
« Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству».
- А теперь поднимите руки те, кто прошел заданный уровень?
- Кто достиг своей цели? А кто сделал лучше?
- Очень хорошо. Сдайте тетради с выполненной работой. Получите оценки после проверки тетрадей.
7. Домашнее задание.
Кто желает получить еще одну оценку, ответьте письменно на вопрос: «Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу »?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На «3»:
1. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася в первый раз?
2.Почему знакомство с « детьми подземелья» целиком увлекло Васю?
3. Что давала дружба каждому из детей?
4 Как характеризует Васю история с куклой?
На «4»:.
1. Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.
Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
2. Что пережил Вася, узнав, что его друзья — нищие и воры?
3.Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
4. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

На «5»:
1.Почему Вася не понял смысл загадочных слов «серый камень высосал из нее жизнь»?
Когда раскрылась мальчику эта загадка?
2. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Что «неумолимое, твердое и жестокое», как камень, «высасывало румянец, блеск глаз и живость движений девочки»?
Запишите слова, которые ассоциируются у вас с « серым камнем». Сделайте вывод.
3.Серому камню , символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.
Какие слова вы связываете с этим понятием?
4.Сопоставьте таблицу с эпиграфом и сделайте вывод.
5.Узнайте героя повести по его портрету (карточка)( слайды)

Скачать презентацию к уроку dety.zip [279.6 Kb]

Стрик Галина Александровна
учитель МАОУ «Чердынская СОШ им. А. И. Спирина»

Другие новости по теме: