Цель: познакомить с творчеством Василия Андреевича Жуковского и жанром баллады; на примере баллады «Лесной царь» показать особенности русского романтизма; развивать умение правильно выражать свои мысли; воспитывать чуткость к слову.
Оборудование: карточки, тексты, мультимедийное оборудование, интернет.
Проект урока
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время
|
I.
|
Орг.момент и целеполагание
|
Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад
|
Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки
|
2 мин.
|
II.
|
Самостоятельная работа по вопросам
|
Раздает разноуровневые карточки, оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы
|
20 мин.
|
III.
|
Беседа по вопросам
|
Организует дискуссию, сталкивает мнения
|
Отстаивают свое мнение, отвечают на вопросы
|
20 мин.
|
IV.
|
Рефлексия
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
2 мин.
|
V.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Сравнить балладу «Лесной царь» с одноименной балладой Гете.
|
Желающие записывают задание
|
1 мин.
|
Стенограмма:
I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Этот учебный год мы начали с изучения фольклора, затем познакомились с некоторыми образцами древнерусской литературы. Следующим этапом стала литература XVIII века. Настала пора перейти к периоду, который назван «Золотым веком», это литература XIX столетия. И начнем мы с творчества великого поэта Василия Андреевича Жуковского. Мы познакомимся с жанром баллады, проанализируем одну из известнейших баллад Жуковского. Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А,В,С. Уровень А — «удовлетворительно», А и В — «хорошо», А,В,С — «отлично». Определите для себя цель, какую оценку хотите получить на уроке.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
А.
1) Подготовьте сообщение о В.А. Жуковском.
2) В каких жанрах творил поэт?
3) На какие типы делятся баллады Жуковского?
В.
4)Выразительно прочитайте балладу. Постарайтесь передать эмоции, заложенные в неё автором.
5) Почему жанр баллады был популярен во времена Жукоского и почему так мало интереса сейчас?
6) Сравните балладу «Лесной царь» Жуковского с оригиналом.
Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig) —баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа — Лесного царя. Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль Рейна (река в Германии) позднем зимним вечером. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв.
С.
Ответьте на ОДИН вопрос.
7) Проанализируйте балладу (тема, идея, герои, детали и символы, время и место, образы, изобразительно-выразительные средства, ассоциации).
8) Напишите небольшое сочинение на тему: «Как сделать жанр баллады популярным в XXI веке?»
III. Беседа по вопросам.
IV. Рефлексия.
У.: Мир, подаренный нам Жуковским, загадочен, фантастичен, притягателен. И это лишь первое знакомство, которое будет продолжено в старших классах. Но можно и не ждать, а самому пойти навстречу великому наследию выдающегося поэта.
V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Воспользовавшись интернетом, найдите произведения разных видов искусств (живопись, музыка, литература), которые были навеяны образом лесного царя.
А.
1) Подготовьте сообщение о В.А. Жуковском.
2) В каких жанрах творил поэт?
3) На какие типы делятся баллады Жуковского?
В.
4) Выразительно прочитайте балладу. Постарайтесь передать эмоции, заложенные в неё автором.
5) Почему жанр баллады был популярен во времена Жукоского и почему так мало интереса сейчас?
6) Сравните балладу «Лесной царь» Жуковского с оригиналом.
Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig) —баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа — Лесного царя. Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль Рейна (река в Германии) позднем зимним вечером. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв.
С.
Ответьте на ОДИН вопрос.
7) Проанализируйте балладу (тема, идея, герои, детали и символы, время и место, образы, изобразительно-выразительные средства, ассоциации).
8) Напишите небольшое сочинение на тему: «Как сделать жанр баллады популярным в XXI веке?»
__________________________________________
А.
1) Подготовьте сообщение о В.А. Жуковском.
2) В каких жанрах творил поэт?
3) На какие типы делятся баллады Жуковского?
В.
4) Выразительно прочитайте балладу. Постарайтесь передать эмоции, заложенные в неё автором.
5) Почему жанр баллады был популярен во времена Жукоского и почему так мало интереса сейчас?
6) Сравните балладу «Лесной царь» Жуковского с оригиналом.
Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig) —баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа — Лесного царя. Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль Рейна (река в Германии) позднем зимним вечером. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв.
С.
Ответьте на ОДИН вопрос.
7) Проанализируйте балладу (тема, идея, герои, детали и символы, время и место, образы, изобразительно-выразительные средства, ассоциации).
8) Напишите небольшое сочинение на тему: «Как сделать жанр баллады популярным в XXI веке?»
Зарипова Резеда Рассамовна
МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
rezeda_zaripova2@mail.ru