Цели: познакомить с биографией Тютчева, пейзажной лирикой поэта; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, давать развернутые ответы на вопросы; воспитывать чуткость к слову.
Оборудование: карточки с вопросами, стихи.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время
|
I.
|
Орг. момент и целеполагание
|
Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад
|
Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки
|
2 мин.
|
II.
|
Самостоятельная работа по вопросам
|
Раздает разноуровневые карточки, оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы
|
20 мин.
|
III.
|
Беседа по вопросам
|
Организует дискуссию, сталкивает мнения
|
Отстаивают свое мнение, отвечают на вопросы
|
20 мин.
|
IV.
|
Рефлексия
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
2 мин.
|
V.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Найдите информацию о романсах, написанных на стихи Тютчева
|
Желающие записывают задание
|
1 мин.
|
Стенограмма.
I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Сегодня мы погрузимся в мир поэзии и обратимся к творчеству великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Вам предстоит самостоятельно изучить краткую биографию поэта, вы проанализируете известное стихотворение и выполните задание, похожее на задание В8 ЕГЭ по русскому языку. Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А,В,С. Уровень А — «удовлетворительно», А и В — «хорошо», А, В, С — «отлично». Определите для себя цель, какую оценку хотите получить на уроке.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Уровень А.
Прочитайте краткую биографию поэта и ответьте на вопросы.
Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано вольное переложение "Послания Горация к Меценату" — первое выступление Тютчева в печати.
Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств. Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года. За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском "Современнике" (24 стихотворения) под заголовком "Стихи, присланные из Германии" (1836). Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", задумывает книгу "Россия и Запад". Осенью 1844 года Тютчев наконец вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем "комитета ценсуры иностранной".
С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева.
Н. А. Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу "Современник" напечатаны 92 стихотворения. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева "Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева", содержащая пророчество: Тютчев "создал речи, которым не суждено умереть". В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава. Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, чтo вышeдший в 1868 году второй сборник стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев Тютчева не стало.
Второе "воскрешение" Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.
Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
1. Выделите основные вехи (этапы) в жизни и творчестве поэта.
2. Назовите ведущую тематику лирики Тютчева.
3. Благодаря кому произошло «второе воскрешение» Тютчева?
Уровень В.
Перед вами отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весна» и небольшой анализ, в котором пропущены некоторые термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства. Восстановите текст, используя слова из нижеприведенного списка. Ответ запишите в виде последовательности цифр (123456).
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Первые три строки имеют одинаковое начало. Здесь автор использовал __________. В этих же трех строках Тютчев использовал синтаксическое средство, заключающееся в одинаковом построении предложений. Это __________. Также в данных строках можно наблюдать прием ____________, связанный с порядком слов в предложении. Автор использовал такой троп, как ____________. Например, рука судьбины, обман томит. Лексические средства, используемые автором представлены __________ (браздят) и ___________ (чело).
- Старославянизм
- Историзм
- Метафора
- Синтаксический параллелизм
- Анафора
- Инверсия
- Архаизм
- Диалектизм
- Эпитет
(Ответ 546317)
Уровень С.
Проанализируйте стихотворение «Я встретил вас…»
Автор ___________ название__________, жанр ____________
|
Тематика
|
|
Проблематика
|
|
Идея
|
|
Образы
|
|
Детали и символы
|
|
Хронотоп
|
|
ИВС
|
|
Ассоциации
|
|
Я встретил вас — и все былоеВ отжившем сердце ожило;Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло...Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весноюИ что-то встрепенется в нас,-Так, весь обвеян духовеньемТех лет душевной полноты,С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...Как после вековой разлуки,Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне...Тут не одно воспоминанье,Тут жизнь заговорила вновь,-И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..26 июля 1870
IV. Рефлексия.
У.: Поэзия, на мой взгляд, не должна определяться словами «нравится — не нравится», поэзия должна найти отклик в душе. Иногда понимание поэзии приходит с возрастом, поэтому не торопитесь отказываться от её волшебства.
V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Найдите информацию о романсах, написанных на стихи Тютчева, послушайте их.
МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
Зарипова Резеда Рассамовна
rezeda_zaripova2@mail.ru