О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 10 класс » Ф. И. Тютчев » Лирика Тютчева


Цели: познакомить с биографией Тютчева, пейзажной лирикой поэта; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, давать развернутые ответы на вопросы; воспитывать чуткость к слову.
Оборудование: карточки с вопросами, стихи.

 

Проект урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

I.

Орг. момент и целеполагание

Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад

Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки

2 мин.

II.

Самостоятельная работа по вопросам

Раздает разноуровневые карточки, оказывает индивидуальную помощь

Отвечают на вопросы

20 мин.

III.

Беседа по вопросам

Организует дискуссию, сталкивает мнения

Отстаивают свое мнение, отвечают на вопросы

20 мин.

IV.

Рефлексия

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают полученный результат с предполагаемым

2 мин.

V.

Индивидуальное домашнее задание

Найдите информацию о романсах, написанных на стихи Тютчева

Желающие записывают задание

1 мин.

 

Стенограмма.

I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Сегодня мы погрузимся в мир поэзии и обратимся к творчеству великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Вам предстоит самостоятельно изучить краткую биографию поэта, вы проанализируете известное стихотворение и выполните задание, похожее на задание В8 ЕГЭ по русскому языку. Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А,В,С. Уровень А — «удовлетворительно», А и В — «хорошо», А, В, С — «отлично». Определите для себя цель, какую оценку хотите получить на уроке.

 

II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Уровень А.
Прочитайте краткую биографию поэта и ответьте на вопросы.

Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано вольное переложение "Послания Горация к Меценату" — первое выступление Тютчева в печати.

 

Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств. Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года. За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском "Современнике" (24 стихотворения) под заголовком "Стихи, присланные из Германии" (1836). Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", задумывает книгу "Россия и Запад". Осенью 1844 года Тютчев наконец вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем "комитета ценсуры иностранной".

 

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева.

 

Н. А. Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу "Современник" напечатаны 92 стихотворения. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева "Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева", содержащая пророчество: Тютчев "создал речи, которым не суждено умереть". В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава. Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, чтo вышeдший в 1868 году второй сборник стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев Тютчева не стало.

 

Второе "воскрешение" Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

 

Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность.

 

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

 

1. Выделите основные вехи (этапы) в жизни и творчестве поэта.
2. Назовите ведущую тематику лирики Тютчева.
3. Благодаря кому произошло «второе воскрешение» Тютчева?

 

Уровень В.
Перед вами отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весна» и небольшой анализ, в котором пропущены некоторые термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства. Восстановите текст, используя слова из нижеприведенного списка. Ответ запишите в виде последовательности цифр (123456).

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

 

Первые три строки имеют одинаковое начало. Здесь автор использовал __________. В этих же трех строках Тютчев использовал синтаксическое средство, заключающееся в одинаковом построении предложений. Это __________. Также в данных строках можно наблюдать прием ____________, связанный с порядком слов в предложении. Автор использовал такой троп, как ____________. Например, рука судьбины, обман томит. Лексические средства, используемые автором представлены __________ (браздят) и ___________ (чело). 

  1. Старославянизм
  2. Историзм
  3. Метафора
  4. Синтаксический параллелизм
  5. Анафора
  6. Инверсия
  7. Архаизм
  8. Диалектизм
  9. Эпитет

(Ответ 546317)

Уровень С.

Проанализируйте стихотворение «Я встретил вас…»

Автор ___________ название__________, жанр ____________
Тематика
 
Проблематика
 
Идея
 
Образы
 
Детали и символы
 
Хронотоп
 
ИВС
 
Ассоциации
 

 

Я встретил вас — и все былоеВ отжившем сердце ожило;Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло...Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весноюИ что-то встрепенется в нас,-Так, весь обвеян духовеньемТех лет душевной полноты,С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...Как после вековой разлуки,Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот -  слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне...Тут не одно воспоминанье,Тут жизнь заговорила вновь,-И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..26 июля 1870

 

IV. Рефлексия.
У.: Поэзия, на мой взгляд, не должна определяться словами «нравится — не нравится», поэзия должна найти отклик в душе. Иногда понимание поэзии приходит с возрастом, поэтому не торопитесь отказываться от её волшебства.

 

V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Найдите информацию о романсах, написанных на стихи Тютчева, послушайте их.

 

МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
Зарипова Резеда Рассамовна
rezeda_zaripova2@mail.ru

Другие новости по теме: