О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 11 класс » Марина Цветаева «Август» » От слова к смыслу (стихотворение «Август»)


Цели: на примере стихотворения М. Цветаевой «Август» показать движение от внешнего (простого) к внутреннему (сложному); развивать умение анализировать поэтический текст; прививать эстетический вкус.
Оборудование: тексты, разноуровневые вопросы, доступ в интернет, презентация.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

I.

Орг.момент и целеполагание

Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад

Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки

2 мин.

II.

Самостоятельная работа по вопросам

Раздает разноуровневые карточки, оказывает индивидуальную помощь

Отвечают на вопросы

20 мин.

III.

Беседа по вопросам

Организует дискуссию, сталкивает мнения

Отстаивают свое мнение, отвечают на вопросы

20 мин.

IV.

Рефлексия

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают полученный результат с предполагаемым

2 мин.

V.

Индивидуальное домашнее задание

Какие месяцы популярны среди поэтов разных эпох? С чем это может быть связано?

Желающие записывают задание

1 мин.

Стенограмма:

I. Орг. момент и целеполагание.
У.: Сегодня мы погрузимся в мир поэзии и обратимся к творчеству великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Вам предстоит самостоятельно изучить её краткую биографию, проанализировать стихотворение «Август» и выполнить задание, похожее на задание В8 ЕГЭ по русскому языку. Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А,В,С. Уровень А — «удовлетворительно», А и В — «хорошо», А,В,С — «отлично». Определите для себя цель, какую оценку хотите получить на уроке.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

Август — астры,
Август — звезды.
Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! — Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных— Август! — Месяц Ливней звездных!

Краткая биография
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941 гг.)
Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах. Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии. В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др. В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж. Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928). Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывал на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса 31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством.

А.
1. Что вы знаете о Марине Цветаевой?
2. Какое слово является в данном стихотворении ключевым?
3. Какие приметы августа можно обнаружить в стихотворении?

В.
4. Случайно ли использование слов «астра» и «звезды», «виноград» и «рябина»?
5. Почему рябина ржавая?
6. На какие ассоциации наталкивает слово «имперский»?
7. Что знаете о «звездных ливнях»? Почему о них упоминается дважды?
8. Заполните пропуски в рецензии, используя слова из предложенного списка.
Стихотворение Марины Цветаевой изобилует изобразительно-выразительными средствами, что позволяет поэту буквально нарисовать картину последнего летнего месяца. Многочисленные ________ (полновесный, благосклонный, ржавая, поздние) показывают отношение автора к изображаемому. Этому же способствует использование __________ (3 и 4 строка второй строфы). ____________ в первой строфе лишают картину действия, но зато дают нам возможность насладиться красотой. А ____________ (пятая строка, двенадцатая ) свидетельствуют о сильных чувствах лирической героини.

1. Метафоры
2. Эпитеты
3. Олицетворения
4. Сравнения
5. Назывные предложения
6. Вопросительные предложения
7. Восклицательные предложения
8. Анафора
9. Фразеологизм

С. Выполните ОДНО из предложенных заданий.
9. Найдите в интернете стихотворения других русских поэтов об августе. Сравните одно из понравившихся со стихотворением Цветаевой. Чем, на ваш взгляд, привлекает этот месяц творческих людей? (ilyadom.russ.ru)
10. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каждом возрасте свой август».

III. Беседа по вопросам.
IV. Рефлексия.
У.: Поэзия, на мой взгляд, не должна определяться словами «нравится — не нравится», поэзия должна найти отклик в душе. Иногда понимание поэзии приходит с возрастом, поэтому не торопитесь отказываться от её волшебства.
V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Какие месяцы популярны среди поэтов разных эпох? С чем это может быть связано?

 

Зарипова Резеда Рассамовна
МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
rezeda_zaripova2@mail.ru

Другие новости по теме: