О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Литература » 5 класс » М. Ю. Лермонтов «Бородино» » Композиция и идейное содержание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»


Т. Ф. Курдюмова.

Цели урока:

- познакомить с композицией стихотворения и особенностями повествования;

- помочь понять идейно — художественные особенности стихотворения «Бородино»;

- развивать навыки анализа поэтического текста; навыки монологической речи; расширить словарный запас;

- воспитывать уважение к великому прошлому России.

 

Проект урока.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент.

2 мин

Сообщение о целях и задачах урока.

Ставят перед собой задачу достичь определённого результата

2.

Слово учителя. Историческая справка.

3 мин

Сообщение об исторических событиях

Слушают

3.

Словарная работа.

3 мин

Знакомит с непонятными терминами

Знакомятся со сносками в учебнике

4.

Самостоятельная работа.

25 мин

Даёт задания. Беседует индивидуально с учащимися по мере необходимости

 

5.

Беседа по вопросам и заданиям

10 мин

Задаёт вопросы, даёт пояснения и дополнения

Аргументируют ответы на вопросы

5.

Итог урока. Домашнее задание.

2 мин

Выставляет оценки. Подводит итог.

 

Стенограмма.
 Ход урока.
1. Организационный момент.
15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым — ему не исполнилось ещё и 27 лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино». Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец — император Наполеон I. О чем поэт сумел рассказать в своём стихотворении нам и предстоит разобраться сегодня на уроке, большую часть которого вам предстоит работать самостоятельно.
2. Историческая справка.
12 июня 1812г. огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812г. под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.
В русской армии, которой командовал М. И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит — России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно представить себе ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…» Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В результате у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов — вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все за и против, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её…». Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный… год, в который… поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
3. Словарная работа.
«На зимние квартиры» Квартира — здесь место расположения войск в населённом пункте.
«Постой-ка, брат мусью». Мусью — искаженное мосье или мсье (франц.), обращение к мужчине: господин, сударь.
«На поле грозной сечи». Сеча-бой, сражение, битва.
«Полковник наш рождён был хватом». Хват — бойкий, ловкий, удалой человек.
«Драгуны с конскими хвостами». Конскими хвостами были украшены головные уборы драгунов.
4. Самостоятельная работа.
- Сейчас вы будете работать самостоятельно. Для того, чтобы осмыслить произведение, высказать свою точку зрения вы выполните задания разного уровня. Вы можете свои ответы коротко записывать в тетрадь. Свои результаты вы будете фиксировать в карте успеха.
Уровень «3».
1. Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Выучите отрывок из стихотворения (по вашему выбору).
3. Почему стихотворение названо «Бородино»? Можно ли озаглавить как-то иначе?
4. Каковы ваши впечатления от прочитанного? В чём особенность построения стихотворения? Кто участвует в разговоре?
Уровень «4».
1. Лермонтов написал стихотворение через 25 лет после битвы (в 1837 г.). В чём он упрекает своих современников? Ответ подтвердите цитатами.
2. О каких событиях рассказывает стихотворение?
3. Чей подвиг описывает автор?
4. Перед вами элементы композиции (строения) стихотворения. Какие строчки им соответствуют?
- экспозиция
- завязка
- развитие событий
- кульминация
- развязка
5. Что вы можете рассказать о рассказчике? Как вы представляете внешность рассказчика и собеседника?
6. Какова главная мысль (идея) этого стихотворения?
7. Почему в стихотворении появляется образ полковника? Как к нему относятся солдаты?
8. Почему Лермонтов назвал участников Бородинской битвы богатырями?
Уровень «5».
1.Составьте план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.
2.Какие художественные средства выразительности (тропы) помогают созданию картины боя?
3. Сравните стиль предложений: «И вот на поле грозной сечи ночная пала тень» и « Постой-ка, брат мусью!» о чём говорят их различия? Найдите другие приёмы этих двух стилей.
5.  Итог урока.
Славные боевые традиции воинов 19 века с честью поддержали бойцы нашей армии в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Причём нашу страну защищали представители разных национальностей. На Бородинском поле плечом к плечу бились с врагами не только русские, но и татары. Хочется надеяться, что и «нынешнее племя» будет не хуже старших поколений, и вы вырастите настоящими патриотами. Одним из доказательств этого станет то, что вы на «отлично» выполните домашнее задание: выучите наизусть стихотворение «Бородино».

 

Кирсяева Ирина Викторовна
МОУ Березовостарицкая ООШ Пермский край
Красновишерский район п. Берёзовая Старица
berez-star@mail.ru

Другие новости по теме: