Цель:
раскрыть тему предназначения поэта и его дела в творчестве поэта-символиста В.Брюсова; развивать умение анализировать поэтический текст; воспитывать чуткость к слову.
Оборудование:
учебники, карточки, интернет (по возможности), словарь.
Проект.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I.
|
Орг.момент и целеполагание
|
2
|
Знакомит с темой, целями урока
|
Ставят перед собой цель выполнить все задания, достичь высокой отметки
|
II.
|
Самостоятельная работа по анализу стихотворений и выполнению заданий с односложным и развернутым ответами
|
20
|
Организует самостоятельную работу, направляет, оказывает индивидуальную помощь
|
Самостоятельно анализируют предложенные стихотворения, отвечают на вопросы
|
III.
|
Беседа. Анализ стихотворений. Ответы на вопросы.
|
20
|
Организует беседу-диспут
|
Обмениваются мнениями, наблюдениями за изобразительно-выразительными средствами языка
|
IV.
|
Рефлексия
|
2
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу достижений
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
V.
|
Индивидуальное дом.задание
|
1
|
В творчестве каких современных поэтов присутствует тема поэта и поэзии?
|
Желающие записывают.
|
Стенограмма.
I. Орг.момент и целеполагание.
У.: Русская поэзия — одно из замечательных явлений мировой культуры. Стихи русских поэтов отличаются высокой человечностью, светлым взглядом на жизнь, богатством мысли и умением передать тончайшие оттенки чувств и настроением. Из поколения в поколения передавался свободолюбивый характер поэзии, боевой, задорный дух, не сломленная вера в прекрасное будущее. Многие из поэтов задумывались над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Сегодня мы обратимся к творчеству В.Брюсова и выясним, как решалась тема поэта и поэзии в его лирике. Нам предстоит ответить на вопросы, связанные с его творчеством, проанализировать стихотворения, а также сравнить и сопоставить два стихотворения разных эпох, но одной тематики. Работаем с разноуровневыми карточками. Первый уровень А («3») предполагает ответы на вопросы и чтение предложенных стихотворений. Уровень В («4») — анализ стихотворения и ответ на вопрос. Уровень С («5») — сопоставление двух стихотворений одинаковой тематики. Поставьте на полях ту отметку, которую хотите получить. В конце урока сравним.
II. Работа по карточкам.
Уровень А.
1. К какому лит.-худ. направлению относится творчество Валерия Брюсова?
2. Назовите основные приметы этого направления.
3. Почитайте предложенные вам стихотворения В.Брюсова.
Сонет к форме
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!
6 июня 1895
|
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
15 июля 1896
|
4.Стихотворения «Сонет к форме» и «Юному поэту» написаны в 1885 и1886 году соответственно. К какому этапу творчества (раннее, зрелое, позднее) они относятся?
Уровень В.
1. Заполните картограмму по стихотворению «Сонет форме». Подумайте, почему поэт выбрал форму сонета?
Тематика
|
|
Идея
|
|
Проблематика
|
|
Образы
|
|
Герои
|
|
Детали и символы
|
|
Хронотоп (пространство и время)
|
|
Изобразительно-выразительные средства
|
|
Ассоциации
|
|
Структурные признаки классического сонета:
Количество строк — четырнадцать;
Количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
Повторяемость рифм;
Система рифмовки: перекрёстная или охватная в катренах; разнообразная в терцетах;
Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
Точность рифм; отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).
2. Перед вами псевдонимы В. Брюсова, которые он использовал при работе над сборником «Русские символисты». Как вы думаете, зачем нужно было столько имен? Ответ можно найти в интернете.
Веригин, А.
|
М.
|
Спасский
|
Галахов, Анатолий
|
М. П.
|
Товарищ Герман
|
Гармодий
|
Маслов, В. А.
|
Турист
|
Даров, В.
|
Москвитянин
|
Фукс, З.
|
И. А.
|
Нелли Пентаур
|
Ch.
|
К. К. К.
|
Р.
|
Enrico
|
Л. Р.
|
Сбирко, Д.
|
L.
|
Латник
|
Созонтов, К.
|
***
|
В. Я. Б.
|
В. Б.
|
В.
|
Бакулин, В.
|
Бр-ов, В.
|
Бр., Вал.
|
Аврелий
|
А-ий
|
А.
|
(Ответ: При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя. Поэт в качестве редактора сборников стремился создать впечатление большого числа своих единомышленников и последователей, якобы у него имевшихся в этих изданиях, и, таким образом, увеличить их общественное значение. В этом состоит уникальность применения псевдонимов В. Я. Брюсовым.)
Уровень С.
Сравните два стихотворения: «Юному поэту» В. Брюсова и «Поэту» А.Пушкина и сделай вывод, как раскрывается тема поэта в двух стихах.
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
15 июля 1896
|
Поэту (сонет)
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
|
|
«Юному поэту» Брюсов В.
|
«Поэту» А.С. Пушкин
|
Тематика
|
|
|
Идея
|
|
|
Проблематика
|
|
|
Образы
|
|
|
Герои
|
|
|
Детали и символы
|
|
|
Хронотоп (пространство и время)
|
|
|
Изобразительно-выразительные средства
|
|
|
Ассоциации
|
|
|
III. Беседа по вопросам. Анализ стихотворений.
IV. Рефлексия.
У.: Символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека. Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.
Посмотрите на таблицу достижений. Довольны ли вы результатом?
V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Желающим я предлагаю ответить на вопрос: в творчестве каких современных поэтов раскрывается тема поэта и поэзии. Подумайте, в чем особенность раскрытия данной темы нашими современниками.
МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш. Марджани» г.Казани
Зарипова Резеда Рассамовна
rezeda_zaripova2@mail.ru