- Семинар, 4 урока по Технологии Индивидуализированного обучения
Тема урока №1 : М.Лермонтов «Герой нашего времени», часть первая, I, «Бэла»
Цели урока :
1. знакомить с построением романа «Герой нашего времени»;
2. развивать умения анализировать эпизод, выявлять черты характера героев, исходя из их портрета, поступков, речи.
3. воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
Оборудование: карточки с вопросами, тексты.
Ход урока:
I. Орг. момент. Целеполагание.
У: Несколько уроков назад мы познакомились с биографией и поэтическим творчеством Михаила Лермонтова. На последующих четырех уроках мы откроем Лермонтова как мастера прозы. Нам предстоит знакомство с его великим романом «Герой нашего времени». Этот роман интересен и на сюжетном, и на композиционном уровнях. В ходе работы над произведением мы должны выяснить, почему автор нарушил хронологию повествования, почему выбрал в качестве главного героя такого человека, как Печорин, и, наконец, разобраться, почему роман называется «Герой нашего времени». Дома вы прочитали первую главу романа, которая называется «Бэла». Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).
№
|
Фамилия, имя ученика
|
А
|
Б
|
В
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
II. Работа с разноуровневыми карточками.
А
- От чьего имени идет повествование в повести «Бэла»?
- В чем, по мнению Максима Максимыча, была странность Печорина?
- При каких обстоятельствах знакомятся Печорин и Бэла?
- Как заканчивается жизнь Бэлы?
Б
- Почему Печорин помогает Азамату заполучить коня, принадлежащего Казбичу?
- Вспомните эпизод, когда Казбич плакал, лишившись Карагёза? Говорит ли это о слабости героя?
- Сравните темперамент Печорина и Казбича.
- Как менялось отношение Печорина к Бэле?
- Почему рассказ о Бэле композиционно делится на две части (между двумя частями описание переезда через Крестовую гору)?
С
10. Любил ли Печорин Бэлу? Обоснуйте свою точку зрения.
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Связные ответы детей и дополнения к ним.
V. Рефлексия.
У: Мы разобрались в мотивах и поступках центральных героев повести «Бэла». Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Проанализируем карту достижений. (В классе 24 человека, из них уровня В достигли 5 человек, уровня Б — 12, уровня А — 7 человек). Видим, что есть к чему еще стремиться: внимательнее читать текст, сравнивать героев и их поступки и привлекать, конечно же, свой личный житейский и читательский опыт.
VI. Индивидуальное домашнее задание
У: Желающие могут выполнить задание по данной главе, а именно: найти портретные характеристики героев повести «Бэла», что поможет в раскрытии образа главного героя — Печорина, знакомство с личностью которого мы продолжим на следующем уроке (желающие записывают задание).
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минута
|
Дает задание найти в тексте портретные характеристики героев
|
Желающие записывают задание
|
Тема урока №2: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», часть первая, II, «Максим Максимыч»
Цели урока:
1.развивать умение анализировать поступки героев с целью выявить глубинные черты характера;
2. развивать умение сравнивать поведение героев в разных ситуациях.
3. развивать умение работать с текстом.
Оборудование: карточки с вопросами, тексты.
Ход урока:
I. Орг.момент. Целеполагание.
У: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели один из эпизодов жизни Печорина. Нам стало понятно, что мнение об этом герое неоднозначно. У кого-то Печорин вызывает негодование за отношение к Бэле, других восхищает его удачливость и хладнокровие. Точки зрения разные. Сегодня мы разберем следующую главу романа, которая называется «Максим Максимыч». Печорин в ней и не кажется центральным героем. Однако глава поможет нам еще глубже разобраться в характере этого человека. Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).
№
|
Фамилия, имя ученика
|
А («3»)
|
Б («4»)
|
В («5»)
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
II. Работа с разноуровневыми карточками.
А.
1. Каким увидел Печорина рассказчик? (найдите в тексте)
2. Каким образом записи Печорина попали в руки рассказчика?
3. Как объяснил Максим Максимыч перемену в поведении Печорина? (найдите в тексте)
Б.
4. Почему холодность Печорина так задела Максима Максимыча?
5. Сравните Печорина в главе «Бэла» и в главе «Максим Максимыч».
6. Почему Максим Максимыч так долго хранил записки Печорина, а потом так легко отдал их?
7. Разделяете ли вы чувства Максима Максимыча относительно Печорина (гнев, обида)?
С.
8. В повести «Максим Максимыч» появляется фраза «случай имеет жестокие последствия». Объясните её смысл.
9. Мог ли Максим Максимыч быть главным героем произведения?
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Связные ответы детей и дополнения к ним.
V. Рефлексия.
Мы с вами заметили, что сюжет в главе не динамичен, а статичен. Никаких захватывающих событий не происходит. Но, несмотря на это, в этой главе герои раскрываются с новых сторон. Максим Максимыч — тип «маленький человек», образ, который раскрывали и Пушкин, и Гоголь. Печорин показан здесь как холодный эгоист. Но так ли это? Разберемся в следующих главах. А теперь проанализируем таблицу. Достигли ли вы той отметки, которую хотели получить? Из 24 учащихся 6 учеников получили за урок «отлично», 5 учеников «удовлетворительно», остальные получили оценку «хорошо».
VI. Индивидуальное домашнее задание
У: Желающие могут выполнить задание по главе «Тамань», а именно: составить три блока вопросов, подобно тем, что мы разбирали в классе (желающие записывают задание).
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минута
|
Дает задание составить три блока вопросов по главе «Тамань»
|
Желающие записывают задание
|
Тема урока №3: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», часть вторая, II, «Княжна Мери»
Цели урока:
1. развивать умение анализировать поступки героев с целью выявить глубинные черты характера;
2. развивать умение сравнивать поведение героев в разных ситуациях.
3. развитие умение работать с текстом.
Оборудование: карточки с вопросами, тексты.
Ход урока:
I. Орг.момент. Целеполагание.
У: Сегодня нам предстоит разобраться в одной из самых сложных глав романа «Княжна Мери». Повесть эта насыщена событиями: здесь и любовный треугольник, и дуэль с Грушницким (в прямом и переносном смысле), и возвращение прошлой любви, заговор против Печорина. Мы продолжаем анализировать образ героя нашего времени, находя в нем одновременно и отрицательные, и положительные черты. Именно в столкновении героев должна родиться истина. Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).
II. Работа с разноуровневыми карточками.
А.
1. Какие отношения связывают Печорина и Грушницкого?
2. Как возник треугольник «Печорин — Мери — Грушницкий»?
3. Кто такая Вера?
Б.
4. Почему повествование в данной главе ведется от имени самого Печорина?
5. Кто вызывает вас больше симпатий: Печорин или Грушницкий? Почему?
6. Для чего нужна была дуэль Грушницкому, а для чего Печорину?
7. Имеет ли место в этой повести случай, судьба?
8. Почему Печорин был уверен в том, что не будет убит в дуэли?
В.
9. Способен ли Печорин искренне полюбить кого-либо?
10. Как вы понимаете фразу: «О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел поднять земной шар!..»
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Связные ответы детей и дополнения к ним.
V. Рефлексия.
У: Печорин продолжает доказывать миру, что он выше остальных. Он не приемлет неискренности Грушницкого, его «театрального поведения». Но все же в нем он видит соперника. Печорин поражает нас глубиной чувств к Вере, но вызывает негодование его отношение к Мери. По большому счету, все, что ни делает Печорин, он делает назло судьбе и случаю. К примеру, дуэль. Эта тема наиболее полно раскрывается в последней главе романа, которая называется «Фаталист». А сейчас посмотрим, кто каких успехов достиг на уроке. (Из 24 человек «5» получили шесть человек, «4» — 13 человек, остальные пока что достигли только уровня А).
VI. Индивидуальное домашнее задание.
У: Желающие могут перечитать главу «Фаталист», найти в словаре определение слова «фаталист».
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минута
|
Дает задание перечитать главу «Фаталист», выяснить значение слова «фаталист»
|
Желающие записывают задание
|
Тема урока М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», часть вторая, III, «Фаталист»
Цели урока:
1.анализировать понятия «случай»;
2. развивать умения сравнивать поведение героев в разных ситуациях.
3. развивать умения работать с текстом.
Оборудование: карточки с вопросами, тексты.
Ход урока:
I. Орг.момент. Целеполагание.
У: Вот мы подошли к последней главе романа «Герой нашего времени». Мы уже знаем, что по сюжету эта глава должна быть в середине романа, но волею автора этой повестью произведение завершается. И нам предстоит разобраться, в чем причина такого расположения частей. Мы проанализируем понятие «случай», порассуждаем, что такое предопределение. И в очередной раз отметим мастерство Лермонтова в изображении внутреннего состояния героев. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).
II. Работа с разноуровневыми карточками.
А.
1. Какая тема поднимается уже в первых строках главы «Фаталист»?
2. В каких еще частях романа поднимается тема случая в жизни человека?
3. Кто такой Вучич? Найдите его портретную характеристику в тексте.
4. Какую страсть имел Вулич?
5. Какое пари заключил Вулич и Печорин?
Б.
6. Почему «Фаталист» — это финальная глава романа?
7. Сталкивался ли Печорин в своей жизни со случаем?
8. Можно ли сказать, что в поединке со случаем Вулич вышел победителем?
9. Привлекает ли вас Вулич как человек? Есть ли сходство с Печориным?
С.
10. Как вы думаете, является ли человек хозяином своей судьбы или все предопределено свыше?
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Связные ответы детей и дополнения к ним.
V. Рефлексия.
Мы расстаемся с Печориным. И хотя уже знаем, что по пути в Персию он умирает, для нас он остается все тем же хладнокровным офицером, который искал истину, искал себя, боролся с судьбой. Отношение к нему не может быть однозначным, потому что образ, созданный мастерским пером Лермонтова, многоуровневый. Он и сам себя, возможно не понимал. Не потому ли он кажется некоторым из нас чересчур плохим, что в нем мы видим свои отрицательные черты. Одно понятно, Печорин герой. На все времена. Образ его тем и привлекателен, что остается загадкой. А теперь посмотрим на табличку. Лишь три человека остановились на уровне «А». 8 человек получили «5». Остальные получили «4». Думаю, многие достигли поставленной цели.
VI. ндивидуальное домашнее задание.
У меня есть индивидуальное задание для тех, кто хочет повысить сегодняшний балл. Какую роль играют второстепенные образы в раскрытии основных черт Печорина? Напишите небольшое рассуждение.
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент
Целеполагание
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Раздает вопросы, объясняет
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам
|
20 минут
|
Организация дискуссии
|
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.
|
4
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог беседе, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минута
|
Какую роль играют второстепенные образы в раскрытии основных черт Печорина?
|
Желающие записывают задание
|
Зарипова Резеда Рассамовна. Гимназия № 2 Казань