Цели: познакомить с рассказом В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» как образцом деревенской прозы; развивать умение давать характеристику героям, исходя из их поступков; выявить, в чем духовная красота героев В. Астафьева; развивать навык самостоятельного поиска информации.
Оборудование: учебники, разноуровневые карточки.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1
|
Орг.момент и целеполагание
|
Озвучивает тему и цели урока
|
Ставят себе цель ответить на вопросы и получить хорошую отметку
|
2 минуты
|
2
|
Самостоятельная работа по разноуровеневым карточкам
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
|
Самостоятельно отвечают на вопросы,
в случае необходимости консультируются с учителем
|
20 минут
|
3
|
Беседа по вопросам
|
Организует беседу по вопросам, сталкивает мнения
|
Участвуют в беседе, отстаивают свое мнение
|
20 минут
|
4
|
Рефлексия
|
Подводит итоги, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат карты достижений с предполагаемым результатом
|
2 минуты
|
|
Индивидуальное дом.задание
|
Написать сочинение
|
Желающие записывают задание
|
1 минута
|
I.Орг.момент.
У.: Сегодня мы проанализируем рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Дома вы познакомились с биографией писателя, прочитали сам рассказ и, вероятно, поняли, что это автобиографическое произведение. В ходе урока мы с вами должны раскрыть, в чем состоит духовная красота героев рассказа, дадим характеристику персонажам на основе их поступков. Поставьте на полях ту оценку, которую хотите получить на уроке. Если вы желаете высший балл, то нужно ответить последовательно на три группы вопросов: А — знание содержания, В — умение сравнивать, выявлять соответствия, рассуждать, С — мини-сочинение. В карте достижений будем отмечать свои успехи. На самостоятельный поиск ответов вам отводится 20 минут. Затем мы будем по этим вопросам беседовать.
II. Самостоятельная работа по разноуровеневым карточкам.
III. Беседа по вопросам.
Вопросы А.
- Перечислите главных героев рассказа.
- Опишите, как живут люди в деревне.
- Что можно сказать об учителях?
- По какой причине главный герой и его друг не попали на фотографию.
- Чем завершается рассказ?
Вопросы В.
- Почему приезд фотографа взволновал и детей, и взрослых?
- Есть ли среди ваших друзей такие, которые похожи на Саньку?
- За что деревенские люди уважают учителя и его жену?
- Для чего автор вводит эпизод со змеёй?
- О чем свидетельствует тот факт, что дети даже не знали, как зовут их учителей?
Вопрос С.
- Опираясь на рассказ «Фотография, на которой меня нет», ответьте на вопрос: «Что такое внутренняя красота?»
IV.Рефлексия.
У.: У нас получился весьма плодотворный урок. Мы ответили на все вопросы. Я убедилась, что многие умеют отстаивать свою точку зрения, при этом прислушиваясь и к чужому мнению. Главный вывод урока: Астафьев мастерски показал жизнь деревни и её жителей, которые несмотря ни на что, не теряют внутренней красоты, остаются добрыми, чуткими и отзывчивыми. А еще через все произведение проходит мысль, что люди образованный и интеллигентные всегда в почете.
V. Индивидуальное домашнее задание: найти в литературе примеры произведений, где автор использует свою биографию.
МОУ «Татарская гимназия №2»
Зарипова Резеда Рассамовна