Цель:
познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Спать хочется» как с образцом борьбы за права ребенка; развивать умение анализировать поведение персонажей с точки зрения общечеловеческой морали; воспитывать самостоятельность в поиске ответов на вопросы.
Оборудование:
тексты, вопросы, словари по необходимости.
Проект.
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент и целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Раздает вопросы,
оказывает индивидуальную помощь.
|
Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют тесты
|
3
|
Беседа
|
20 минут
|
Организует беседу, сталкивает мнения
|
Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения
|
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
4
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минуты
|
Подобрать примеры СПП с придаточными определительными
|
Желающие записывают задание
|
Стенограмма
I. Орг.момент.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Спать хочется». Рассказ интересен не столько сюжетом, сколько совершенно неожиданной развязкой и открытым финалом. Наша задача — обозначить проблему, заявленную в рассказе, выяснить, какова позиция автора, и выразить собственную позицию.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым вопросам.
Вопросы А.
1) Назовите всех персонажей рассказа.
2) В каких условиях живет Варька?
3) Какой временной промежуток описан в рассказе? Подумайте, почему именно столько?
Вопросы В.
4) Какова роль звуковых и цветовых эффектов в рассказе (найдите в тексте эти описания).
5) С какой целью автор вводит в повествование полубредовое состояние юной няньки.
6) Кто, по-вашему, виноват в смерти ребенка?
7) Подумайте, на чьей стороне автор? Как текст рассказа помогает понять это?
8) Поставьте себя на место Варьки. Как бы вы повели себя в данных условиях?
Вопрос С.
9) Составьте манифест о правах ребенка.
III. Беседа по вопросам.
IV. Рефлексия.
Автор не дает открытых оценок действиям героев. Его задача в том, чтобы мы сами сделали соответствующие выводы. Но позиция его очевидна: отнимать детство у детей — преступление не менее страшное, чем преступление Варьки.
V. Индивидуальное домашнее задание. Напишите рецензию на рассказ «Спать хочется» (задание «С» ЕГЭ)
МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш. Марджани» г. Казани
Зарипова Резеда Рассамовна
rezeda_zaripova2@mail.ru