Цели:
А) разобраться во всех «за» и «против» поступка Раскольникова;
Б) понять отношение автора к герою;
В) рассмотреть роль детали как средства характеристики поведения героя;
Г) развивать устную речь детей, самостоятельность мышления, интерес к классике.
Оборудование: вопросы, тексты, карта достижений.
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент и целеполагание
|
2минуты
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
20 минут
|
Делит класс на две группы. Раздает теоретический материал, распределяет тесты, оказывает индивидуальную помощь.
|
Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют тесты
|
3
|
Беседа по вопросам.
|
20 минут
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы, сталкивая мнения детей
|
Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
|
4
|
Рефлексия
|
2 минут
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минуты
|
Рассуждение: Почему у Раскольникова не получилось сделаться Наполеоном?
|
Желающие записывают задание
|
1. Орг.момент. Целеполагание.
Мы на протяжении нескольких уроков следили за судьбой Родиона Раскольникова, Сони, рассмотрели основу его теории. Сегодня заключительный урок, тема которого звучит так: «Преступление и наказание Раскольникова». Нам предстоит вспомнить все «за» и «против» поступка Раскольникова, понять отношение автора к герою, рассмотреть роль детали как средства характеристики поведения героя. Для начала вы в течение 20 минут будете отвечать на три группы вопросов: А, В, С. Вопросы разные по сложности. Уровень А — репродуктивные, В — аналитического характера, С — творческого. Соответственно, за уровень А вы получаете оценку «удовлетворительно», за следующий уровень — «хорошо», за творческое задание — «отлично». В карте достижений мы будем отмечать успешность выполнения заданий.
Подумайте и напишите в тетради, какую оценку хотели бы получить за урок. В конце урока сравним полученный результат с предполагаемым.
2. Работа с разноуровневыми карточками. Самостоятельное изучение.
Вопросы А
- В чем суть теории Раскольникова?
- Почему Раскольников убивает и Лизавету?
- В чем разница между двумя убийствами: старухи и Лизаветы?
- С чем ассоциируется у вас фамилия Раскольников и Мармеладова?
- В чем обвиняет Раскольникова общество? А в чем он обвиняет себя сам? (эпилог, II)
Вопросы В
- Подготовка и совершение преступления занимают в романе 100 страниц; нравственное наказание, последовавшее за убийством, изображено на 450 страницах. Об официальном наказании (каторге) речь идет лишь в кратком эпилоге. С чем, по-вашему, связано такое распределение материала?
- Почему Раскольников не раскаивается в убийстве Алены Ивановны?
- Найдите в тексте эпилога сон Раскольникова. Почему именно на каторге снится ему такой непонятный сон?
- Как вы считаете, Раскольников — хладнокровный убийца или защитник униженных и оскорбленных?
- Как относится автор к своему герою?
Вопрос С
- Напишите мини-сочинение на тему: «Что такое преступление и что такое наказание?»
3. Беседа по вопросам. Организация дискуссии
4. Рефлексия.
Вот мы и завершили изучение произведения великого писателя. Мы поняли, что главное в человеке — это душа. Даже оступившись однажды, человек может вновь ступить на истинный путь. В этом главная мысль Достоевского. Давайте проанализируем табличку. Из 13 человек четверо получили «отлично», пятеро — «хорошо», остальные пока что на уровне «удовлетворительно».
6. Индивидуальное домашнее задание.
Желающим я предлагаю написать обстоятельный ответ на вопрос задания С либо ответить на вопрос: «Почему у Раскольникова не получилось сделаться Наполеоном?»
Зарипова Резеда Рассамовна. Гимнзия № 2. Казань