Цель: на примере анализа рассказа раскрыть обречённость бездуховного существования; заставить учащихся задуматься о смысле жизни; развивать устную речь детей, самостоятельность мышления, интерес к классике.
Оборудование: разноуроневые карточки, текст рассказа, мультимедийное оборудование, карта достижений
Проект урока
№ этапа |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент и целеполагание
|
1минута
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Работа с разноуровневыми карточками
|
30 минут
|
Раздаёт разноуровневые карточки. Оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Беседа по вопросам.
|
12 минуты
|
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы, сталкивая мнения детей
|
Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения
|
4
|
Рефлексия
|
1 минут
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное дом. задание
|
1 минуты
|
Рассуждение: «В чём смысл жизни и жизнь по Бунину…
|
Желающие записывают задание
|
Подумайте и напишите в тетради, какую оценку хотели бы получить за урок. В конце урока сравним полученный результат с предполагаемым.
Уровень «3»
1. О чем, по вашему мнению, рассказ?
2. Почему автор не называет своего героя по имени, но при этом подчёркивает, что он из Сан-Франциско? 3. Как строил свою жизнь Господин? Как автор относится к такой жизни?
Уровень «4». Ответьте на вопросы, опираясь на содержание рассказа
1. Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж? Какое чувство возникает у читателя?
2. Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему он так мало говорит?
3. На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуйте их «расшифровать».
- Многопалубный корабль –
- Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий –
- Название корабля «Атлантида» -
- Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» -
- Океан –
- Ящик из-под содовой –
- Фигура Дьявола на скалах Гибралтара –
- Песни и молитвы абруццких горцев –
- Простые итальянцы, люди труда –
Уровень «5». Ответьте на ОДИН вопрос:
1) Какую роковую ошибку совершил главный герой рассказа?
2) Чем стала внезапная смерть Господина для официантов ресторана, для владельца гостиницы, для жены и дочери Господина, для посетителей ресторана.
3) «В чём смысл жизни и жизнь по Бунину…
Этапы урока
I. Орг.момент и целеполагание. «...тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить», — писал Ф. М. Достоевский. Цель нашего урока — раскрыть идею рассказа и ответить на вопрос: «В чём же смысл жизни и жизнь по Бунину…» Для начала вы в течение 20 минут вы будете отвечать на три группы вопросов: А, В, С. Вопросы разные по сложности. Уровень А — репродуктивные, В — аналитического характера, С — творческого. Соответственно, за уровень А вы получаете оценку «удовлетворительно», за следующий уровень — «хорошо», за творческое задание — «отлично». В карте достижений мы будем отмечать успешность выполнения заданий.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
1. О жизни и смерти, о призрачности земного величия, о вечности и бессмертии, о красоте и бездуховности, об истинных и ложных ценностях... Бунин поднимает вечные философские вопросы.
2. Имя — индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности. Сан — Франциско — крупный, богатый город, жить в нем могли себе позволить немногие.
3. Господин “только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет(!)”, и у него есть свое понимание её смысла. ” Он работал, не покладая рук...” Как иронично это звучит! Чехов писал: ”Человек должен трудиться, работать в поте лица, и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторги”. Работать — затрачивать свои физические и духовные силы, творить доброе, необходимое людям. Мог ли господин испытать счастье и восторг от того, что эксплуатировал китайцев, которых он выписывал целыми тысячами?! Теперь же он хотел вознаградить себя за годы труда, за годы чужого труда. Он приступает к наслаждению.
4. Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая по заданной программе.
5. Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь.
6. Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить. Господин заболел.
7. Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека — мы видим обычного старика. Он видит наслаждение в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо.
8. — Многопалубный корабль — макет устройства мира (верхняя палуба — «хозяева жизни», нижняя — преисподняя)
- Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий — глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
- Название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации
- Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности
- Океан — знак бесконечности жизни и одновременно — знак стихии
- Ящик из-под содовой — символ равенства всех перед смертью
- Фигура Дьявола на скалах Гибралтара — прямой символ злых сил
- Песни и молитвы абруццких горцев — символ гармоничного существования человека и природы
- Простые итальянцы, люди труда — символы осмысленного человеческого существования
III. Беседа по вопросам.
IV. Рефлексия.
Скачать презентацию к уроку bunin.zip [858.22 Kb]
Насибуллина Люция Мударисовна
Гимназия № 17 им. Г. Ибрагимова
G17.kzn@edu.tatar.ru